Действующий

О Московской городской программе "Жилище" (снято с контроля)

X. Заключение

Реализация основных положений и заданий программы при условии стабилизации экономики и финансового состояния города позволит к 2000 году завершить в основном жилищную реформу, закрепить вхождение жилищного комплекса города в систему рыночных отношений.

За пределами 2000 года начнется переход на качественно новый уровень функционирования жилья с учетом повышения платежеспособного спроса на качественное жилье и ускорения структуризации сферы жилищно-коммунальных услуг.

Однако к 2000 году может оставаться ряд нерешенных проблем:

- некоторая часть новоселов из числа очередников будет иметь уровень жилищной обеспеченности не выше 9 кв.м на человека;

- возможно углубление дифференциации жилищных условий населения не только по количественным, но и по качественным параметрам жилья и жилых районов;

- по причине высокой степени износа инженерных коммуникаций вероятны длительные сбои в коммунальном обслуживании населения.

Развитие рыночных принципов помимо положительных результатов, может иметь негативные последствия, связанные с пространственным перераспределением имеющегося жилищного фонда между группами населения с различными доходами, способствуя формированию "богатых" и "бедных" районов, что создаст проблему сегрегации в городе и приведет к возникновению "богатых" перспективных жилых районов и районов с высоким качеством среды обитания, тогда как неперспективные районы в этом отношении станут отставать в своем развитии.

Без надлежащей системы управления и финансового обеспечения муниципальный жилищный фонд будет преждевременно изнашиваться и может произойти потеря его потребительских характеристик. При этом обеспечение технического обслуживания и ремонта приватизированного жилищного фонда, принадлежащего малообеспеченным группам населения, потребует дополнительной финансовой поддержки.

Налоговое бремя может повлиять на процесс реприватизации некоторого объема жилья, повысится доля вновь построенного коммерческого жилья, не находящего сбыта на рынке недвижимости.

Устранение последствий переходного периода потребует ряда приоритетных задач (целевых программ) на отдельных этапах реформы.

Важнейшая проблема 1995 года - оживление инвестиционного спроса на продукцию строительного комплекса.

В 1995-1996 годах необходимо реализовать новую стратегию в отношении частных инвестиций и привлечения средств населения, отладить систему инвестиционного регулирования в городе для строительной активизации и содействия притоку финансовых ресурсов.

В 1996 году в первоочередном порядке должна быть принята система согласованных мер и нормативно-методических документов, обеспечивающих социальные гарантии и права граждан на жилье.

В последующем предстоит завершить реформирование муниципального хозяйства, выстроить перспективную систему управления жилищным фондом и отладить регулирование деятельности естественных монополистов в сфере жизнеобеспечивающих отраслей городского хозяйства.

Необходимо создать целостную нормативную базу и организационные механизмы деятельности товариществ и других общественных объединений населения.

Своевременное решение указанных выше проблем позволит выдвинуть Москву в ряд городов с наиболее высоким уровнем обеспеченности населения современным жильем.