Действующий

О Московской городской программе "Жилище" (снято с контроля)

4.1. Социально-экономические принципы поддержки
очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Основное содержание финансовой поддержки очередников со стороны муниципальных органов заключается в создании условий благоприятствования им в концентрации и использовании внебюджетных средств на жилищное строительство, включающих личные сбережения граждан, материальную помощь предприятий и организаций, заинтересованных в улучшении жилищных условий конкретному гражданину, кредиты банков, получаемые гражданами под залог недвижимости (земельных участков, дач, гаражей, имеющегося жилья и т.д.), свободные капиталы коммерческих структур. Возможны дотации муниципалитетов и префектур.

В программе предлагается организационно-экономическая схема улучшения жилищных условий очередников префектур, базирующаяся на следующих основных принципах:

- создание условий для максимального ускорения процесса улучшения жилищных условий очередников посредством механизмов обеспечения потребительского и инвестиционного сервиса;

- обеспечение совместного финансового участия муниципальных органов и конкретных очередников в решении проблем улучшения их жилищных условий;

- учет неразвитости фондов жилищных субсидий для адресной поддержки очередников и необходимости их формирования в ходе реализации концепции;

- обеспечение социально-справедливого порядка в структуре и размерах целевых взносов очередников (на основе утвержденных механизмов предоставления субсидий) исходя из очередности в улучшении жилищных условий;

- активная опора на общественные объединения очередников и обеспечение гласности создаваемых механизмов для общественного контроля и корректировки в ходе реализации концепции.

В основу концепции адресной помощи очередникам в улучшении их жилищных условий положен принцип комбинированной поддержки в формировании необходимого объема инвестиционных ресурсов (совокупного личного взноса) у очередника, включающей следующие основные элементы:

1. Личный целевой вклад очередника. Он определяется разницей между расчетной инвестиционной стоимостью квартиры, на которую претендует очередник, и расчетным размером субсидии, на которую он имеет право согласно постановлению Правительства РФ от 10.12.93 N 1278, и который может вноситься единовременно или в ходе основных этапов их участия в программе.

Размер личного целевого вклада зависит от времени ожидания в очереди и размера площади, превышающей социальную норму.

Данные средства вносятся на расчетный счет ответственного исполнителя программы в обмен на инвестиционные жилищные сертификаты специальной серии, в каждом из которых фиксируется размер целевого взноса и количество оплаченных им квадратных метров жилья в конкретном доме-новостройке.

2. Адресные субсидии муниципалитета или субсидии предприятий, на которых работают очередники, не относящиеся к бюджетной сфере.

Для очередников бюджетной сферы субсидии формируются в ходе самого инвестиционного этапа ответственным исполнителем программы по переданным ему префектурой на договорной основе полномочиям.

Имеющиеся в бюджете префектуры средства (от налогов, приватизации и т.д.) могут направляться в фонд субсидий для адресной поддержки конкретных очередников и перечисляться на договорной основе ответственному исполнителю программы.

3. Средства от фъючерской продажи квартиры, ранее занимаемой семьей очередника.

4. Краткосрочный займ, выдаваемый в размере недовнесенного расчетного личного вклада очередника, который он сможет получать в размере недовнесенного остатка расчетного личного вклада в улучшение жилищных условий.

Максимальный размер такого займа может быть в пределах 30% от расчетного личного взноса и должен быть погашен в течение двух лет с момента сдачи дома в эксплуатацию.

Займ должен предоставляться под низкие банковские проценты из средств, аккумулированных муниципальными органами или инвесторами от других очередников.

До выплаты ссуд очередником жилье предоставляется не в собственность, а в аренду.

Исключительная острота и неотложность решения проблемы аккумулирования финансовых источников обуславливает минимальные сроки осуществления предлагаемого подхода.

Предполагается три этапа реализации:

I этап - I полугодие 1995 года - подготовительный, включающий обсуждение и принятие данной концепции городскими органами, выявление потенциальных очередников;

II этап - II полугодие 1995 года - апробация системы адресной финансовой помощи очередникам в улучшении жилищных условий. С этой целью Департамент муниципального жилья формирует программу с конкретными данными по числу очередников и требуемым объемам инвестирования. Вместе с тем отрабатывает нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок обеспечения жильем очередников на платной основе. Формируется фонд безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Обеспечивается организация предоставления очередникам на жилье, желающим улучшить жилищные условия по предлагаемой организационно-финансовой схеме, льготных условий кредитования.

III этап - 1996 года - широкое внедрение системы комбинированной поддержки очередников со средними доходами в улучшении их жилищных условий.