Принятая стратегия преобразования жилищной системы предлагает создание многосекторной структуры жилья, базирующейся на сочетании частного и общественного владения жилищной собственностью.
Предусматривается сосуществование четырех секторов: частно-арендный сектор личной собственности и кооперативный (в т.ч. со смешанной собственностью), а также муниципальный и государственный сектора, учитываюших разные возможности и потребности социальных слоев населения города.
Прогноз развития различных форм собственности базируется на показателях текущей балансовой принадлежности жилищного фонда, темпах проводимой приватизации жилья, муниципализации ведомственного фонда, частичной распродажи пустующих домов, передачи в собственность инвесторам части реконструируемых домов на условиях коммерческого инвестирования, а также объемов вновь построенного в расчетный период жилья различных форм собственности.
Согласно представленному на рис. 2.1 прогнозу, объем муниципального жилья составит не более 20%, количество жилья (квартир), находящегося в личной собственности граждан, достигнет объема не менее 50-60%, Оставшуюся долю жилья составит фонд, принадлежащий юридическим лицам (предприятиям, организациям различных организационно-правовых форм хозяйствования).
Муниципальный фонд, формируемый на договорной основе между муниципалитетом и квартиросъемщиками, представляет собой часть городского жилищного фонда и его инфраструктуры. Объем муниципального фонда устанавливается исходя из требований обеспечения социальных гарантий на жилье, а также с учетом существующего состояния городских фондов. Муниципальный фонд формируемый из существующего жилищного фонда, а также вновь строящегося и представляемого на бесплатной основе, используется по договорам найма или аренды. Правила и порядок эксплуатации муниципального фонда определяется местными органами власти, которые несут ответственность за его содержание, сохранность, своевременный капитальный ремонт и модернизацию.
Одновременно предусматривается поэтапный переход муниципального и государственного жилищного фонда с действующей формы найма на экономическую аренду.
В частном секторе получает развитие коммерческая аренда, предполагающая кроме возмещения производственных затрат, получение прибыли.
Предметом договора аренды жилого помещения может быть пригодное для постоянного проживания жилое помещение в виде отдельной квартиры либо другое изолированное помещение, благоустроенное применительно к условиям г.Москвы и отвечающее санитарным и техническим нормам.
В аренду может быть передан целиком дом, либо его часть. Жилое помещение в виде квартиры или комнаты должно быть не менее социальной нормы жилой площади, установленной для г.Москвы.
Сторонами по договору аренды является собственник жилого помещения (арендодатель) с одной стороны и любое юридическое или физическое лицо (арендатор), с другой стороны.
По разрешению собственника арендатор может сдавать переданную ему жилую площадь в субаренду. Сроки аренды устанавливаются в договоре, но не менее чем на 1 год с правом последующей пролонгации.
В случае заключения договора аренды с правом выкупа, сроки, условия и порядок выкупа оговариваются сторонами в договоре. Выкуп жилого помещения может быть осуществлен не менее чем через 5 лет, но не более чем через 10 лет.
Продажа дома или квартиры для собственного проживания осуществляется на основе "права купить" арендуемое жилье.
Основу частного жилищного сектора составляют приватизированные квартиры, жилье, приобретаемое на платной основе, субсидируемое жилье жилищных товариществ. Для нормального функционирования частного сектора создаются условия по развитию рыночной инфраструктуры, риэлтерские структуры, система оценки жилья, эксплуатационные частные компании.
Важнейшим направлением повышения эффективности жилищного фонда является снижение числа общежитий и перевод их в муниципальный сектор и ведомственный фонд временного проживания.