Главным экономическим результатом разработки программы "Жилище" является реализация намеченного Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" рыночного пути развития жилищного комплекса, обеспечивающего создание условий для выбора способа удовлетворения жилищных потребностей населения, использования выгод от кооперации различных финансовых источников, эффективных механизмов, форм и методов управления с учетом конкретных задач и объективных условий развития экономики города.
Это нашло отражение в системе результирующих показателей программы "Жилище":
1. Темпы роста объемов жилищного строительства за период 1995-2000 годы опережают темповые характеристики периода 1990-1995 годов. Темпы роста к последнему году соответственно составят: 1996 год - 103,2%, 1997 год - 106,6%, 1998 год - 105,8%, 1999 год - 105,5%, 2000 год - 105,3%. Рост годовых объемов жилищного строительства за 1996 год и 2000 год обеспечиваются на 900 тыс.кв.м общей площади или на 29%.
2. Существенно увеличатся объемы реконструируемых пятиэтажных панельных домов индустриального строительства. За расчетный период рост объемов реконструкции составит 72% или 3460 тыс.кв.м общей площади.
3. Будут обеспечены необходимые объемы капитального ремонта муниципального жилищного фонда; к 2000 году его объем составит 8100 тыс. кв.м общей площади. Затраты по текущему ремонту должны составить 0,75% от балансовой стоимости жилья или 1210,0 млрд.руб (в ценах 1991 года).
4. Основные сдвиги в структуре строительства жилья определятся возрастанием доли высококачественных жилищ с современными архитектурно-планировочными характеристиками, ориентированных на высокодоходные слои населения, увеличением доли малоэтажной смешанной застройки.
5. Поэтапный переход на новые серии домов будет осуществляться в условиях структурной перестройки производственной базы стройиндустрии, производства эффективных строительных материалов и изделий.
6. Функционирование рынка жилья и операции с недвижимостью будут обеспечиваться на базе автоматизированной информационной системы "Жилище" и банка данных о собственниках, нанимателях и арендаторах жилых помещений.
Будут созданы условия эффективного функционирования риэлтерских и иных структур, работающих в жилищной сфере, организации оценки стоимости недвижимости в жилищной сфере, реализации механизма кредитования, в т.ч. на ипотечных условиях.
В целом капитальные вложения по реализации программы "Жилище" в период 1996-2000 годов составят 46,7 мрлд.руб. (в ценах 1991 года). Их структура во многом формируется под воздействием рыночных факторов, дефицита инвестиций, ориентации на усиление ремонтно-восстановительных мероприятий.
В среднем доля капитальных вложений в жилищное строительство составит 79%. Капитальные вложения на структурную перестройку и техническое перевооружение производственной базы стройиндустрии направляются в размере 413 млн.руб. или до 1,0% .
Объемы требуемых инвестиций на реализацию основных направлений программы "Жилище" на период 1996-2000 годы представлены в табл. 8.1.
С учетом инфляционных процессов объем инвестиций на реализацию программы "Жилище" по состоянию на 1995 год составит 46,7 трлн. руб.
Структура источников инвестирования программы "Жилище", по видам характеризуется:
- небюджетным инвестированием на бездотационной основе - до 58% от объема жилищного строительства;
- комбинированным инвестированием с использованием субсидий, личных средств граждан, займов и кредитов - 22% от объемов ввода жилья;
- инвестированием из бюджета (из средств от продажи городской недвижимости, налогов на недвижимость, арендной платы за землю и жилье) муниципального заказа на бесплатно предоставляемое жилье, в том числе сдаваемое по договорам найма - до 16% от объема строительства жилья;
- инвестированием по линии федерального заказа - до 3%.
Важнейшим экономическим условием выполнения заданий программы следует считать реализацию принципа самоокупаемости выделяемых средств и задействование в полной мере механизма реинвестирования капитальных вложений, направляемых на решение градостроительных и социальных задач в процессе застройки и реконструкции территорий.
В целом структура инвестиций по источникам покрытия затрат приводится в таблице 8.2.
Социальные результаты и эффективность разработки программы не тождественны общим ожидаемым результатам жилищной реформы. Программа "Жилище" предназначена для целенаправленного выбора конкретных направлений реализации рыночных механизмов, она должна обеспечить преобразование жилищной системы в целом. Социальные результаты определяются в этих условиях прежде всего тем, насколько достигнуты поставленные цели по обеспечению жильем всех категорий населения Москвы и насколько эффективно будут использоваться для этого ресурсы.
Основные социальные результаты программы представлены в таблице 8.3.
Формирование экономически целесообразной и эффективной инвестиционной политики программы "Жилище" должно находиться в рамках решения градостроительной и социальной концепции рыночно-регулируемой модели развития и подчинено задаче улучшения жилищных условий, в том числе увеличение жилищного фонда, предоставление определенных квот бесплатного жилья, ориентация на платежеспособный спрос различных категорий населения. Рис. 8.1.
С целью наиболее эффективного использования средств городскогобюджета и приравненных к ним небюджетных источников финансирования, выявления резервов для реинвестирования средств в программу, обеспечения нормативных сроков строительства и оптимальных сроков окупаемости вложенных средств вводится оценка коммерческой эффективности программы "Жилище".
Основными показателями оценки коммерческой эффективности программы приняты следующие показатели:
- рентабельность инвестиций,
- срок окупаемости,
- чистая текущая стоимость,