Ключевой задачей комплексной градостроительной реорганизации жилой среды Москвы является ликвидация диспропорций между качеством жилищного фонда жилых территорий индустриальной застройки и центральной части города.
Обеспечение комплексной реконструкции эксплуатируемого жилищного фонда рассматривается как важнейшее направление развития жилищного комплекса города.
Проведение ремонтно-восстановительных мероприятий осуществляется на основе реализации задач по:
- обеспечению программы реконструкции центральной части города;
- увеличению объемов комплексной реконструкции и модернизации пятиэтажных жилых домов первого периода индустриального домостроения.
Одним из главных факторов в расстановке приоритетов является сохранение ценнейшего историко-архитектурного наследия центральной части Москвы и возможности ее градостроительной регенерации и сохранения жилых функций.
Важнейшим фактором повышения эффективности сложившейся застройки является определение условий дальнейшего наращивания градостроительного потенциала жилой среды районов массовой индустриальной застройки, необходимого для их сбалансированного развития. Комплексной реконструкции подлежат следующие территории города:
- Н.Черемушки, кв.29 - 30 (ул.Наметкина);
- Н.Черемушки, кв.22 - 24;
- Карамышевская наб., кв.75, 76;
- Коптево, кв.19;
- Ховрино;
- Левобережный;
- Сокол;
- Хорошевский;
- Северное Медведково;
- Южное Медведково;
- Шереметьевская ул., кв. 15 - 16;
- Н.Кузьминки, кв.114, 117;
- Юго-Запад, кв.37, 38;
- Хорошево-Мневники, кв.74 - 76.
Необходимо предусмотреть совершенствование экономико-правового обеспечения в направлении регулирования процесса приватизации жилого фонда, подлежащего реконструкции; разработку мер по защите интересов граждан, проживающих в жилищном фонде, подлежащем реконструкции и относящемся к различным формам собственности; разработке мер по льготному кредитованию, налогам и оплате жилья для граждан, проживающих в домах, подлежащих реконструкции; определение прав и обязанностей субъектов градостроительной деятельности на территориях, подлежащих реконструкции; разработка экономических методов реализации реконструктивных мероприятий; определения роли общественных организаций и комитетов самоуправления на территориях комплексной реконструкции.
Реализация задач развития территории на основе строительства, сноса и реконструкции морально и физически устаревшего 5-этажного фонда требует создания организационно-экономического и правового механизма обеспечения реконструкции, расширения прав префектур и комитетов самоуправления.
В условиях дефицита бюджетных средств важнейшей задачей является формирование механизма привлечения средств инвесторов и их взаимоотношения с городскими и окружными структурами.
Реализацию программы комплексной реконструкции районов, застроенных 5-этажными жилыми домами, предлагается осуществлять за счет внебюджетных источников финансирования и привлеченных средств инвесторов. В 1995 году предусматривается обеспечить целевое строительство и ввод в эксплуатацию жилых домов по программе реконструкции пятиэтажного панельного жилья в объеме не менее 240 тыс.кв.м общей площади с организацией волнового переселения.
В новых социально-экономических условиях обязательным условием градостроительной политики является разграничение сферы (территорий) общегородского стимулирования и территорий, развитие которых определяется муниципальными возможностями и инициативами.
Важным условием формирования эффективной политики выступает сбалансированность в рамках сферы общегородского стимулирования территориальных программ, направленных на ускоренное развитие перспективных и коммерчески эффективных районов реконструкции, с одной стороны и территориальных программ, направленных на обеспечение минимальных стандартов качества жилой среды районов с низкими качественными характеристиками, с другой.
Особенности 5-этажной застройки в центре города требуют разработки градостроительных решений, связанных с реконструкцией или сносом домов с учетом коммерческой целесообразности и кадастровой стоимости земли.
В условиях дефицита финансовых ресурсов требуется обоснование и внедрение модели инвестирования реконструкции застройки на принципах самоокупаемости, которые бы обеспечивали баланс затратных и доходных статей территориальных программ реконструкции жилых кварталов, дающий "положительное сальдо" в результате предоставления инвесторам недвижимости на коммерческой основе. При этом принципы самоокупаемости и связанная с ними система показателей и критериев должна обеспечиваться только на основе составления бизнес-планов комплексной реконструкции территории.