Действующий

О Московской городской программе "Жилище" (снято с контроля)

1.1. Исходные параметры прогноза

В целях развития жилищной инфраструктуры и создания возможностей для населения приобретать и строить жилье, улучшать жилищные условия должны быть обеспечены необходимые объемы ввода нового жилья, мероприятия по комплексному обустройству существующей жилой застройки и сохранности эксплуатируемого жилищного фонда.

На основе анализа и прогноза демографической ситуации в городе Москве, сложившегося уровня жилищной нуждаемости населения, расчетного дефицита квартир, выявлено, что для создания условий по достижению средней жилищной обеспеченности 22 кв.м общей площади на человека к 2000 году, жилищный фонд в Москве должен составить 183-189 млн.кв.м общей площади. Для соответствующего увеличения жилищного и квартирного фонда необходимо построить минимум 17-23 млн.кв.м общей площади, что составит 250-330 тыс. квартир средней площадью 65-69 кв.м.

Основными показателями для определения параметров развития жилищного комплекса на период до 2000 года являлись следующие:

- наличие жилищного фонда на текущий период;

- численность населения в г.Москве и прогноз его развития;

- средняя жилищная обеспеченность на 1 человека;

- число семей, одиночек, средний состав семьи;

- убыль жилищного фонда;

- нормативные объемы реконструкции.

Расчет перспективных объемов жилищного строительства базируется на составлении прогноза численности населения г.Москвы и перспективного состава семей. Объективным фактором дальнейшего демографического развития Москвы становится сформировавшийся в течении многих десятилетий суженный тип воспроизводства населения, характеризующийся низкими показателями рождаемости и относительно высокими показателями смертности. Проведенный анализ естественного прироста населения региона свидетельствует о его прекращении незначительный на протяжении ряда лет естественный прирост в последние годы сменился убылью. Не следует рассчитывать на сколько-нибудь значительный рост рождаемости в результате осуществления демографических программ в московском регионе, поскольку, во-первых, снижение уровня рождаемости - процесс, который носит объективный характер и является закономерным результатом развития общества, совершившего демографический переход от архаичного к современному, более интенсивному типу воспроизводства населения; во-вторых, сложившиеся демографические установки отличаются большой инертностью. В связи с дальнейшей деформацией возрастной структуры и "старением" населения к 2000 году в Москве предположительно будет 23% пенсионеров.

"Старение" населения оказывает негативное влияние на динамику семейной структуры населения . Средний размер семьи на протяжении ряда лет составляет порядка 3-х человек. Преобладание малодетных семей (в среднем 1-2 ребенка на семью) в структуре населения свидетельствует о неблагоприятном демографическом развитии города. 86% населения проживает в семьях, остальную часть - 14% составляют одинокие и проживающие отдельно от семьи.

В перспективе существенных сдвигов в динамике числа семей и семейной структуры населения не ожидается. К расчетному сроку средний размер семьи сохранит свое значение, число семей несколько возрастет и достигнет 2,6 млн.

Все наиболее существенные изменения в демографическом развитии Москвы будут определяться характером миграционного движения населения. И если в настоящее время отрицательное сальдо миграции населения в Москву вызвано крайней нестабильностью экономической и политической обстановки в стране, общим кризисом социально-экономической системы, в том числе национально-государственного устройства, то в перспективе потоки мигрантов будут определяться объективными процессами развития крупнейших урбанизированных территорий.

Началу процессов субурбанизации и деконцентрации населения может способствовать проект программы малоэтажного жилищного строительства на территории Московской области, разработанный в соответствии с Указом Президента российской Федерации от 04.01.1992 N 1 "Об отводе земельных участков в Московской области для жителей Москвы и области". Программа индивидуального жилищного строительства в пригородной зоне, рассчитана на срок до 2000 года.

Программой предусматривается расселить в Подмосковье до 2010 года 1,2 млн. семей, т.е. 3 млн. человек.При этом на первом этапе на период до 2000 года предполагалось переселить 300 тыс. семей. Это означает, что к 2000 году только за счет малоэтажного жилищного строительства численность населения Московской области может возрасти на 2 млн. чел.

Реализация программы - сделать коттедж в ближнем Подмосковье реальностью для средней московской семьи, для чего определенная часть коттеджей должна предоставляться гражданам не только за счет городского бюджета, но и на коммерческой основе.

Для оказания поддержки москвичам в приобретении жилья в Московской области предполагается разработка комплекса мер правового и организационно-экономического характера в рамках целевой программы. Для реализации жителями Москвы прав на приобретение жилья за счет собственных средств необходима организация учета жителей, желающих участвовать в программе малоэтажного и коттеджного строительства и создания на их основе коллективов индивидуальных застройщиков.

Начавшийся процесс освоения пригородов Москвы - это лишь первая фаза неизбежной субурбанизации. К 2000 году этот процесс должен перейти во вторую фазу, связанную с перемещением за городскую черту не только людей, но и производства, - в основном малоотходных и безотходных предприятий и учреждений, способных обеспечить городских переселенцев дополнительным количеством рабочих мест и созданием необходимых жилищных условий.

Прогноз численности населения Москвы, числа семей, а также среднего размера семьи (с учетом реализации программы малоэтажного жилищного строительства в Московской области) характеризуется данными, представленными в табл. 1.1.

Прогноз требуемых объемов вновь вводимого жилищного фонда и структуры квартир в сопоставлении с существующим жилищным фондом, с учетом процессов убыли жилья за расчетный период по ветхости, при реконструкции представлен в табл. 1.2.

В результате расчета определен перспективный объем необходимого жилищного строительства в количестве 183,8-189,2 млн.кв.м общей площади. При этом средняя жилищная обеспеченность на конец расчетного периода достигает 21,6-22,3 кв.м на 1 человека.

При расчете учитывались как реальные возможности строительной индустрии города, так и перспективные изменения потребностей в жилье, тенденции формирования среднего численного состава семей, а также наличия семей из 1 человека, неравномерный характер распределения жилой площади, необходимость реконструкции существующего жилищного фонда.

Прогноз численности населения в г.Москве указывает на ее снижение, которая на 01.01.2001 года составит 8,5 млн.чел. Объемы перспективного строительства жилья зависят, в первую очередь, от принятой в расчете нормы обеспечения жилой площадью. В настоящее время нижним порогом постановки на учет для улучшения жилищных условий является норма 5-8 кв.м жилой площади на 1 человека, предоставление социального жилья осуществляется в размере 9-12 кв.м.

Достижение средней жилищной обеспеченности к 2000 году на уровне 21,6-22,3 кв.м создает необходимые материальные условия для возможности обеспечения каждой семьи отдельной квартирой. Выполнение объема программы строительства жилья на период до 2000 года требует обоснования наиболее эффективного варианта ее реализации в двух направлениях:

- обеспечение финансовыми ресурсами в условиях дефицита капвложений и быстрого роста средней стоимости 1 кв.м жилья;

- регулирования со стороны городской администрации функционирования жилищной системы, выбора жилищной модели, связанной с принципами финансирования и ресурсного обеспечения, технологий жилищного строительства, политикой квартплаты и распределения жилищного фонда и т.д.

Важнейшими направлениями изменения направленности сложившейся практики жилищного строительства являются:

- значительное увеличение доли комплексной реконструкции районов сложившейся жилой застройки;

- формирование различной по сложности структуры жилых образований в зависимости от транспортной доступности жилого района, его насыщенности объектами обслуживания, рекреации и т.д.;