ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 1995 года N 276
О развитии и реорганизации
производственных зон г.Москвы
Заслушав и обсудив предложения по развитию и реорганизации производственных зон г. Москвы, подготовленные Научно-исследовательским и проектным институтом генерального плана г. Москвы и представленные Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Москвы, правительство Москвы отмечает:
Производственные зоны в Москве занимают свыше 16% территории города и являются самыми неэффективно, беспорядочно застроенными и экологически опасными территориями. До настоящего времени не завершена инвентаризация земель, входящих в состав производственных зон.
Изменение структуры занятости в отраслях народнохозяйственного комплекса (сокращение численности работающих и уменьшение объемов промышленного производства) не сопровождается высвобождением производственных площадей и территорий для нужд городского хозяйства или на вторичный рынок прав землепользования.
Практически не используются большие потенциальные возможности территорий в срединной и центральной частях города, занятых в настоящее время производственными объектами.
Не отработаны правовые и экономические механизмы, стимулирующие перебазирование этих объектов, а также ликвидацию экологически вредных и непрофильных для Москвы предприятий. Отсутствует система четкого градостроительного зонирования с нормативами и механизмами, обеспечивающими их исполнение.
В результате сохраняется экономико-правовая возможность размещения единичных объектов на наиболее легких в освоении территориях в ущерб градостроительной политике реорганизации и реконструкции производственных зон, намеченной одобренными правительством Москвы Основными направлениями градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 года.
Учитывая значение производственной сферы города в решении острейших социальных, экологических и экономических проблем развития столицы и региона, правительство Москвы постановляет:
1. Принять за основу предложения Москомархитектуры о развитии и реорганизации производственных зон (приложение 1), предусматривающие:
1.1. Частичное сокращение территорий производственных зон за счет ликвидации или вывода в соответствии с ранее принятыми решениями ресурсоемких непрофильных и загрязняющих окружающую среду предприятий с целью высвобождения территорий для размещения жилищного, культурно-бытового строительства и озеленения.
1.2. Развитие и внедрение общественно-деловых функций и наукоемких производств с передовыми технологиями.
1.3. Интенсификацию промышленно-производственного использования территорий сложившихся производственных зон с возможным высвобождением участков под другие виды городского строительства и развитие производственных зон на присоединенных к Москве территориях.
1.4. Сохранение существующего использования территории отдельных производственных зон с проведением необходимых мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду расположенных в них объектов.
1.5. Осуществление реорганизации производственных зон без сокращения мест приложения труда, а также прекращение организации новых производственных зон в г. Москве.
2. Москомархитектуре, Москомзему, Москомимуществу совместно с Департаментами экономической политики, промышленности, потребительского рынка, транспорта и связи, инженерного обеспечения, Москомприродой, МГЦ Госсанэпиднадзора подготовить и внести в 1996 году на рассмотрение правительству Москвы проекты законодательных документов, формирующих организационно-правовые и экономико-финансовые механизмы эффективного управления реорганизацией производственных зон Москвы.
3. Возложить на АО "Москапстрой" функции единого заказчика на проектирование и строительство внеплощадочных инженерных коммуникаций, сооружений и дорог по договору с застройщиками-инвесторами.
4. Возложить функции единого заказчика на разработку предпроектной и проектно-планировочной документации на разработку производственных зон на ГлавАПУ Москомархитектуры.
5. Москомзему:
5.1. Завершить в 1995 г. инвентаризацию земель производственных зон и производственных территорий, расположенных за пределами этих зон, с включением информации в автоматизированную систему. Материалы инвентаризации представлять по мере их выполнения в Москомприроду и МГЦ Госсанэпиднадзора для учета при проведении природоохранной и санитарно-гигиенической инвентаризации, а также в Москомархитектуру для выполнения анализа эффективности использования территорий производственных зон и отдельных производственных объектов и разработки рекомендаций по их дальнейшему использованию.
5.2. Подготовить в 1995 г. совместно с Москомархитектурой по согласованию с Департаментами экономических проблем и финансов для внесения в Московскую городскую Думу проект закона г. Москвы "О платежах за землю", учитывающий тенденции развития рынка земель, необходимость формирования городского бюджета в объеме, обеспечивающем выполнение Москвой столичных функций, предусматривающий установление дифференцированной платы за пользование городской землей в зависимости от места расположения участка, уровня развития инфраструктуры, эффективности использования территории, а также применение повышающих коэффициентов к базовым ставкам в случае нарушения землепользователем установленных правил.
5.3. Обеспечить в 1995 г. финансирование работ по подготовке проекта закона г.Москвы "О платежах за землю" за счет средств, выделяемых Москомзему, в соответствии с распоряжением мэра от 09.08.94 г. N 380-РМ "О финансировании работ по ведению земельного кадастра, землеустройству, мониторингу и контролю".
5.4. Подготовить в месячный срок и представить на рассмотрение правительству Москвы предложения по введению дифференцированных повышающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы за земельные участки, используемые на период строительства за пределами границ основного отвода.
6. Префектурам административных округов совместно с Москомземом в двухмесячный срок выявить сторонних землепользователей (организации, не оформившие договор аренды в установленном порядке) на территориях предприятий и организаций и внести в правительство Москвы предложения по их изъятию.
7. Москомприроде и МГЦ Госсанэпиднадзора:
7.1. Подготовить в трехмесячный срок программу проведения природоохранной и санитарно-гигиенической инвентаризации объектов производственных зон города и представить ее на рассмотрение правительству Москвы. Провести в 1995-1996 гг. инвентаризацию и представлять материалы инвентаризации в Москомархитектуру по мере выполнения работ.
7.2. По итогам инвентаризации объектов производственных зон города провести в 1996 г. корректировку природоохранных и санитарно-гигиенических норм и правил размещения производственных и коммунальных объектов в Москве.
7.3. Проводить рассмотрение предпроектной документации на реконструкцию отдельных объектов в сохраняемых производственных зонах по мере проведения инвентаризации этих зон до утверждения ПДП при условии сокращения негативного воздействия этих объектов на окружающую среду (приложение 1).
8. Москомприроде в I-м полугодии 1995 г. подготовить и направить в Москомзем для учета при подготовке проекта закона г. Москвы "О плате за землю" предложения по введению дифференцированных повышающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы за земельные участки в зависимости от экологических параметров предприятий.
9. Москомимуществу и Москомзему не оформлять права землепользования на условиях долгосрочной аренды ликвидируемым и перебазируемым объектам, а также предприятиям, расположенным в границах производственных зон, подлежащих реорганизации (приложение 1).
10. Департаменту перспективного развития Москвы, Москомзему, Москомприроде, Москомархитектуре предусматривать в соответствующих разделах программ проектных и научно-методических работ, начиная с 1995 года, выполнение работ по развитию и реорганизации производственных территорий города, согласно приложению 2, в пределах объемов инвестиционной программы, утвержденной правительством Москвы.
11. Москомархитектуре:
11.1. Выполнить по заказу Москомзема на основе методики оценки эффективности использования городских земель и представленных Москомземом материалов инвентаризации в 1995-1996 гг. анализ эффективности использования территории производственных зон с выдачей рекомендаций по их дальнейшему использованию, в 1996-1997гг. -анализ использования территории отдельных производственных объектов.
11.2. Выполнить в 1995-1996 гг. по заказу Департамента перспективного развития Москвы предложения по выводу и перебазированию непрофильных для г. Москвы предприятий и организаций, а также временных землепользователей.
11.3. Разрабатывать, начиная с 1995 г., по заказу Департамента перспективного развития г. Москвы перечни строек производственных объектов (с обоснованием очередности и указанием сроков строительства и источников финансирования), размещаемых или входящих в производственные зоны города, подлежащие реорганизации согласно настоящему постановлению и утвержденной градостроительной документации.
11.4. При разработке проектов детальной планировки производственных зон учитывать необходимость перебазирования предприятий из селитебных зон города, в первую очередь из Центрального административного округа Москвы, в соответствии с разработанной и утвержденной градостроительной документацией.
11.5. Разработать в 1995 г. нормы и правила проектирования планировки и застройки производственных территорий г.Москвы с последующим согласованием и утверждением их в установленном порядке.
12. ММП "Мосводоканал" и АО "Мосэнерго" не допускать выдачу технических условий на развитие предприятий без согласования МГЦ Госсанэпиднадзора, Москомприроды и Москомархитектуры.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы Ресина В.И.
Премьер правительства
Ю.М. Лужков
Приложение N 1
к постановлению
правительства Москвы
от 4 апреля 1995 г. N 276
Предложения по развитию и реорганизации
производственных территорий г. Москвы
------------------------------------------------------------------------------------------------
¦ Промзоны, подлежащие реорганизации и развитию
Сохраняемые +-------------------------------------------------------------------------
¦Интенсификация промыш-¦Внедрение общественно-де-¦Частичное сокращение тер-
промзоны ¦ленно-производственно-¦ловых функций и наукоем- ¦риторий промзон под жили-
¦го использования тер- ¦ких производств ¦щное, культурно-бытовое
¦ритории сложившихся ¦ ¦строительство,озеленение
¦промзон с высвобожде- ¦ ¦
¦нием участков под дру-¦ ¦
¦гие виды строительства¦ ¦
¦и развитие промзон на ¦ ¦
¦присоединенных терри- ¦ ¦
¦ториях ¦ ¦
----------------------+----------------------+-------------------------+------------------------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4
------------------------------------------------------------------------------------------------
Центральный административный округ
N 1 Павелецкая N17 Курская**
(северная часть)* N18 Грузинский вал**
N4 Звенигородское ш. **
N16 Митьковская ветка**
Северный административный округ
N8 Пл. Развилки N46 Коровино* N5 Магистральные ул.* N7 Боткинский пр.**
N12 ТСХА N44 Братцево N9 Ул. Правды**
N13 Коптево п/з Подрезково* N45 Автомоторная**
N47 Вагоноремонт п/з Планерная* N48 Дегунино-Лихоборы**
Северо-Восточный административный округ
N14 З-д "Калибр" N11 Огородный пр.* N15 Алексеевские ул.** N10 Владыкино**
N50 Алтуфьевское ш.** N49 Бескудниково N51а Осташковское ш.
N51 Медведково* N52а Свиблово
N52 Северянин
Восточный административный округ
N20 Семеновская N54 Прожектор** N19 Хапиловка**
N21 Кирпичные ул.
N22 Соколиная гора**
N53 Калошино
N55 Перово
Юго-Восточный административный округ
N57 Курьяново* N24 Карачарово* N23 Серп и Молот** N59 Чагино-Капотня*
N63 Выхино N26 Южный порт* N25 Волгоградский пр.**
N56 Грайвороново* N58 Люблино-Перерва*
Южный административный округ
N29 Нагатино N1 Павелецкая N3 Донские ул.
N32 Котляково (южная часть)* (северная часть)**
N28 Ленино N2 Варшавское ш. N33 Верхние котлы*
N28а Бирюлево N27 ЗИЛ**
N36 Красный строитель N30 Коломенское
N65 Чертаново*
N31 Каширское ш.
Юго-Западный административный округ
N34 Черемушки п/з Южное Бутово* N3 Донские ул.
N35 Воронцово (южная часть)**
N62 Теплый Стан
Западный административный округ
N40 Фили N39 Бережковская наб.* N37 Очаково
п/з Солнцево N40а Западный порт (северная часть)*
пк/з Рублево
Северо-Западный административный округ
N6 Силикатные ул.* N43 Трикотажная
N41 Октябрьское поле (восточная часть)*
N42 Тушино
пк/з Митино
Зеленоградский административный округ
п/з Алабушево
п/з Северная
п/з Южная
п/з Восточная
п/з Малино
пк/з Шереметьево
п/з ЦИЭ
п/з - производственные зоны
пк/з - производственно-коммунальные зоны
* - промзоны,требующие первоочередной разработки проетов детальной планировки (ПДП),
** - промзоны,требующие первоочередной разработки предпроектной документации
(градостроительного регламента, а затем - ПДП
Заведующий НПО N 2 НИиПИ Генплана г.Москвы О.А.Баевский
Приложение N 2
к постановлению
правительства Москвы
от 4 апреля 1995 г. N 276
Перечень первоочередных работ по программе
развития и реорганизации производственных
зон Москвы
--------------------------------------------------------------------------------------------------
NN ¦ Наименование работ ¦Сроки выполнения ¦Объемы финансирования¦ ¦Ответственный
пп ¦ ¦ ¦(млн. рублей в ценах ¦ ¦
¦ ¦ ¦1991 г. с Ки=90) ¦ Заказчик ¦ исполнитель
¦ ¦-----------------+---------------------¦ ¦
¦ ¦ Начало¦Окончание¦Всего¦В т.ч. на 1995г¦ ¦
---+-------------------------+-------+---------+-----+---------------+-------------+--------------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8
--------------------------------------------------------------------------------------------------
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Завершение инвентаризации в соответствии с
земель производственных 1995 1995 утвержденной Москомзем Москомзем
зон программой работ
2. Проведение природоохранной Москомприрода Москомприрода
и санитарно-гигиенической МГЦ Госсан- МГЦ Госсан-
инвентаризации территорий эпидназора эпидназора
и объектов промзон и раз-
работка томов ПДВ для в соответствии с
промзон 1995 1996 программой работ
3. Разработка пакета орга- Департамент Москомархи-
низационно-правовых и перспектив- тектура,Мос-
экономико-финансовых ного разви- комзем, Мос-
документов, обеспечива- тия Москвы комимущество
ющих реорганизацию про- в соответствии с
изводственных зон 1995 1996 программой работ