Недействующий

О повышении эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению г.Москвы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 21.05.2013 N 323-ПП)

Приложение
 к Постановлению Правительства Москвы
 от 3 сентября 1996 года N 707


ПРОГРАММА (КОНЦЕПЦИЯ)
реформирования и развития скорой и неотложной медицинской помощи Комитета здравоохранения Правительства Москвы на 1996 - 2000 годы

Служба скорой и неотложной медицинской помощи является важным звеном в общей системе здравоохранения, к качеству работы которого традиционно предъявляются особые требования.

Основной задачей службы является оказание экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим в минимально короткие сроки и в максимально полном объеме.

Сегодня в Москве складывается непростая ситуация - современные демографические тенденции, развитие городской инфраструктуры, динамика социальных явлений приводят к устойчивому росту числа обращений за оказанием экстренной медицинской помощи.

Практика деятельности службы скорой и неотложной медицинской помощи в Москве однозначно показала обоснованность и организационную целесообразность единства службы скорой медицинской помощи города, возглавляемую Станцией скорой и неотложной медицинской помощи г.Москвы, с ее централизованным управлением и монопольной ответственностью за деятельность всей системы в целом.

Станция скорой и неотложной медицинской помощи г.Москвы совмещает принцип централизованного управления с регионально-территориальным уровнем развертывания соответствующей обеспечивающей сети. В настоящее время территория города разделена на 11 регионов, включающих несколько подстанций, в основе границ каждой из которых заложен принцип 15-минутной транспортной доступности каждого жителя для оказания экстренной медицинской помощи. В каждом из регионов определена головная региональная подстанция, координирующая работу подстанций зоны.

При сохранении административного и оперативного централизованного управления системой в целом, на территориальный уровень передается часть административно-хозяйственных и управленческих функций.

Максимальное приближение к населению скорой медицинской помощи обеспечивается разветвленной сетью не только региональных станций, но и подстанций СМП. Региональный подход к построению сети станций и подстанций СМП учитывал закономерности общественного развития, территориального обслуживания населения, которые складывались под воздействием социально-экономических, демографических, градостроительных и других факторов.

Организационно-функциональная модель построения сети учреждений скорой медицинской помощи по так называемым медицинским регионам, является наиболее оптимальной, так как в полной мере сочетает регионально-территориальный принцип оказания населению экстренной медицинской помощи с единым централизованным и оперативным управлением ее деятельностью, методическим обеспечением, учетом и контролем, исключает возможные негативные последствия радикальной децентрализации службы по административным округам.

В целях повышения оперативности службы, рационального использования финансовых средств необходимо предусмотреть объединение под одним управлением и медицинский персонал и автотранспортное хозяйство.

В настоящее время, в силу сложившихся условий оказания амбулаторно-поликлинической помощи в Москве, служба скорой медицинской помощи оказывает не только экстренную, но и медицинскую помощь на дому, что не соответствует функциональному назначению системы, затрудняет работу по экстренной медицинской помощи, усложняет ее деятельность, отвлекает значительные силы на оказание медицинской помощи, которую обязана обеспечить территориальная амбулаторно-поликлиническая служба.

При решении проблемы функционально-организационной структуры системы скорой и неотложной медицинской помощи учитывалась и ближайшая перспектива внесения кардинальных изменений в концепцию построения сети амбулаторно-поликлинических учреждений - переход участковой службы на систему работы врачей общей практики и семейную медицину, что должно существенно улучшить первичную медико-социальную помощь населению, устранить существенные недостатки участковой службы, приблизить врачебную помощь к населению и организационно обеспечить медицинскую помощь на дому.

Передача неотложной медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническую службу позволит службе скорой медицинской помощи выполнять свои непосредственные функции на более высоком уровне, существенно повысит ее оперативность и качество.

Определенную помощь в организации системы неотложной медицинской помощи населению могут оказать и негосударственные службы скорой помощи.

Дальнейшее совершенствование форм и методов организации, управления и планирования службы скорой медицинской помощи в ближайшей перспективе возможно путем внедрения страховой модели финансирования.

Введение страхования расходов на оказание скорой и неотложной медицинской помощи населению г.Москвы позволит внедрить в практику службы новый экономический механизм управления, основывающийся на строгом учете количества и качества медицинских услуг, стандартах оказания скорой и неотложной медицинской помощи, повысит заинтересованность сотрудников в результатах их труда, качество оказываемой медицинской помощи.

Страховая модель финансирования позволит оптимизировать расходы на оказание скорой и неотложной медицинской помощи, привести доходы структурных подразделений и персонала в соответствие с количеством и качеством оказанных медицинских услуг.

Следующей насущной проблемой, требующей безотлагательного решения, является внедрение современных средств автоматизации и связи, кардинальная модернизация диспетчерской службы, которая позволят полностью автоматизировать процессы приема, распределения и передачи вызовов по "03" между подстанциями по цифровым каналам связи в зависимости от мест происшествия и реального состояния выездных бригад на любой текущий момент времени.

С целью повышения оперативности работы службы необходимо дифференцировать поступающие вызовы по категории срочности, разделив на безотлагательные (вызванные жизнеугрожающими состояниями или местом происшествия) и условно отсроченные (по медицинским показаниям), исключить практику выполнения вызовов по срокам их поступления.

Скорейшего решения требует и проблема кадрового обеспечения ССиНМП. Необходимо предусмотреть дифференцированную оплату труда персонала Станции, решить многие социальные проблемы.

Программа реформирования, предлагаемая руководством Станции скорой и неотложной медицинской помощи г.Москвы, предусматривает комплексный подход к решению существующих проблем в полной преемственности с мероприятиями, проводимыми на Станции в 1994 1995 годы и включает в себя:

- реорганизацию административной структуры Станции с передачей части полномочий головным подстанциям регионов, выполняющим функции среднего звена управления, при сохранении за ССиНМП административно-оперативного управления Станцией в целом,

- проведение комплекса мероприятий по повышению оперативности и качества услуг скорой и неотложной медицинской помощи,

- разграничение функций скорой и неотложной медицинской помощи, утверждение медико-экономических стандартов СМП,

- проведение эксперимента по переходу на "страховую модель" финансирования на основе учета результатов деятельности каждого специалиста,

- модернизацию диспетчерской службы, внедрение комплексной автоматизированной системы управления службой СМП

- повышение уровня социальной защищенности работников, формирование механизма дифференцированной оплаты труда,

- привлечение негосударственных служб СМП для решения проблемы оказания неотложной медицинской помощи на дому.