от 23 августа 1994 года N 703
О дополнительных мерах по организации информирования населения
о деятельности мэрии и правительства Москвы
Осуществляемые в обществе реформы, усложнение социальных отношений требуют улучшения информирования населения о состоянии комплекса жизнеобеспечения города, социальном положении различных категорий людей, перспективах развития столицы, практических мерах, предпринимаемых мэрией и правительством для решения возникающих проблем.
За последние годы в этом направлении проделана определенная работа. Образованы Пресс-центр мэрии и правительства, Отдел информации мэрии, Департамент по делам печати и информации правительства. Действуют информационные службы департаментов, комитетов, управлений, префектур административных округов. Более целенаправлено и системно стали использоваться для оперативного информирования москвичей возможности городских и центральных газет, журналов, информационных служб "Московского телетайпа" РМТК "Москва" и радиостанции "Москва", более двадцати газет муниципальных округов и редакций студий кабельного телевидения ряда префектур. При участии мэрии создана новая еженедельная газета "Тверская,13", систематически выходят специальные приложения и тематические вкладки в городских и центральных газетах, такие как "Градские вести", "Московское строительство" и другие. Регулярно выпускается "Вестник мэрии".
Департамент по делам печати и информации организовал для членов правительства, работников всех структур управления, городских и муниципальных средств массовой информации регулярный выпуск информационно-аналитических бюллетеней "Правительство-город-люди", "СИМПТОМ", "Пульс" и направляет их 400 адресатам, в том числе в префектуры, территориальные управления муниципальных округов, депутатам и структурам Городской Думы и депутатам, избранным от Москвы в Государственную Думу и Совет Федерации. Планомерно проводятся социологические исследования и опросы общественного мнения по важнейшим социально-экономическим и общественно-политическим проблемам.
Все это в определенной степени способствовало большей осведомленности москвичей о деятельности исполнительной власти столицы. Если осенью 1992 года лишь каждый десятый из числа опрошенных социологами горожан "относительно хорошо знал, чем занимаются органы управления городом", то проведенные в 1994 году исследования показали рост в целом рейтинга мэрии и правительства Москвы до 35 процентов, а тех, кто "считает себя хорошо информированным о политике органов власти", стало более 30 процентов.
Вместе с тем организация информирования населения еще не отвечает требованиям времени. Большинство людей слабо представляет, какие меры принимаются по улучшению жизни населения и развитию города, по наведению в нем порядка и оказанию помощи слабозащищенным категориям граждан. Не всегда оперативно ставятся барьеры на пути распространения слухов и домыслов, фактов дезинформации.
В целях создания действенной системы оперативного и полного, адресного и доходчивого информирования москвичей о деятельности органов исполнительной власти города, взаимодействии структур органов управления городом с Московской городской Думой, правительство Москвы
постановляет:
1. Принять концепцию информирования населения и план первоочередных мероприятий по информационному обеспечению населения, представленные Комплексом общественных связей и информации и направленные на усиление информационной и разъяснительной работы среди жителей города с использованием средств массовой информации и в первую очередь муниципальных газет и студий кабельного телевидения ( Приложения N 1 и N 2).
Поручить Комплексу общественных связей и информации, Департаментам по делам печати и информации, общественных и межрегиональных связей, территориальных органов управления правительства, Пресс-центру мэрии и правительства предусматривать и в дальнейшем при разработке и принятии ежегодных планов-программ информационного обеспечения расширение форм непосредственных контактов руководителей и работников органов власти с населением, активизацию информационно-издательской деятельности информационных подразделений мэрии и правительства, а также эффективное использование средств наружной рекламы и городской информации, возможностей социального плаката, социологических опросов общественного мнения.
2. Образовать городскую коллегию информационного обеспечения при Комплексе общественных связей и информации для выработки политики в информировании населения о деятельности органов власти города, использовании возможностей в ее реализации средств массовой информации и для координации работы всех информационных подразделений, пресс-служб в структурах мэрии и правительства, городских организаций и ведомств с редакциями газет, журналов, телевидения и радио. Утвердить состав городской коллегии (Приложение N 3).
3. Департаментам по делам печати и информации, территориальных органов управления, общественных и межрегиональных связей, префектурам принять организационные меры по укреплению газет, выходящих в административных и муниципальных округах, создать нормальные условия работы студий кабельного телевидения, оказать необходимую поддержку и помощь в налаживании их деятельности для эффективного использования их информационных возможностей в интересах города, административных округов и муниципалитетов.
4. Поручить Департаменту по делам печати и информации:
4.1. В течение третьего квартала 1994 г.:
- определить взаимоприемлемые формы сотрудничества с редакциями газет "Московская правда", "Вечерняя Москва", "Московский комсомолец", "Куранты", "Вечерний клуб", а также РМТК "Москва" и радиостанции "Москва", с другими заинтересованными центральными независимыми средствами массовой информации в освещении вопросов социально-экономического развития города.
- организовать регулярное направление редакциям средств массовой информации предложения о возможных выступлениях руководителей мэрии и членов правительства по текущим событиям и вопросам городской жизни.
- совместно с Пресс-центром систематизировать проведение встреч руководителей города с главными редакторами центральных, московских городских и окружных газет, руководителями и редакторами московских каналов телевидения и радио.
4.2. Упорядочить до 1 октября 1994 г. использование стендов городской информации, находящихся в ведении АО "Мосгорреклама", с целью систематического размещения официальной информации и социальных плакатов, городских, окружных и центральных газет.
5. Департаменту общественных и межрегиональных связей активно использовать контакты с политическими партиями, массовыми движениями, творческими союзами, профсоюзными организациями, национально-культурными и другими объединениями граждан для разъяснения актуальных вопросов деятельности мэрии и правительства Москвы.
5.1. Проводить не реже одного раза в полугодие встречи руководителей города с представителями партий и общественных организаций, информировать о деятельности органов исполнительной и представительной власти города.
6. Поручить префектам административных округов и руководителям территориальных управлений:
6.1. В срок до 15 сентября 1994 г. разработать планы информационной и разъяснительной деятельности среди населения.
6.2. Укрепить до 1 октября 1994 г. подразделения, ответственные за информационную работу, связи с прессой и общественными организациями.
6.3. Оказать в месячный срок практическую помощь редакциям муниципальных газет и студий кабельного телевидения в обустройстве и организации работы, установить взаимозаинтересованное сотрудничество в информировании людей о деятельности мэрии, правительства и местных органов.
6.4. Организовать до 1 октября 1994 г. в каждом муниципалитете информационные зоны на оживленных участках территорий, установив информационные стенды, доски объявлений, витрины в управлениях муниципальных округов, жилищно-эксплуатационных службах, центрах досуга, магазинах, на транспортных остановках, у станций метро и других местах для ознакомления граждан с документами органов городской власти и иной официальной информацией, которая затрагивает их права и интересы.
7. Возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы Бакирова Э.А. контроль за выполнением настоящего постановления.
Премьер правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Система распространения информации среди жителей города о деятельности мэрии и правительства, всех структур исполнительной власти с учетом информационного взаимодействия с Московской городской Думой и органами местного самоуправления в реализации реформ, важнейших городских программ, решении проблем городского хозяйства должна основываться на:
- безусловном обеспечении конституционного принципа информационной открытости, прав граждан на получение информации;
- доходчивости, адресности и регулярности распространяемой информации;
- признании приоритета средств массовой информации в информировании населения, и в первую очередь необходимости резкого усиления в этом роли редакций муниципальных газет и студий кабельного телевидения;
- тесном взаимодействии всех структур управления в обеспечении достоверными и полными сведениями и аналитическими материалами средств массовой информации;
- личном участии работников органов исполнительной власти в информационной и разъяснительной работе с населением;
- принципе тесного информационного взаимодействия с Московской городской Думой и органами самоуправления;
- поиске нетрадиционных форм информирования населения и создании каналов "обратной связи", развитии стремления у граждан лично участвовать в реализации городских программ;
- использовании современных средств информатизации для передачи оперативных сведений и информирования населения. Главными целями текущего периода (до конца 1994 года) являются:
- обеспечение резкого усиления роли муниципальных газет в информационно-разъяснительной работе среди населения, создание условий для их функционирования, оказание им содействия в организационных вопросах и материально-техническом оснащении;
- организация нормальных условий работы студий кабельного телевидения в каждой префектуре, установление с ними сотрудничества в различных формах, обеспечивающих максимальное использование их информационных возможностей в интересах города, каждого коллектива, каждой семьи и отдельного гражданина;
- обеспечение активизации разъяснительной и пропагандистской деятельности всех департаментов, комитетов, управлений - прежде всего, по насыщению различными материалами средств массовой информации, а также по использованию всех имеющихся возможностей в подготовке и выпуске (в различной форме) информационных изданий по направлениям своей деятельности;
- утверждение в практике разъяснительной работы системы личных встреч руководителей, организации хорошо себя зарекомендовавших других контактов с людьми через "телефоны доверия", "горячие линии", телевизионные передачи, газетные интервью и т.п.;
- использование нетрадиционных форм разъяснительной работы: социальных плакатов, листовок по вопросам городского хозяйства (коммунальные платежи, налоги и т.п.), надписей на упаковочных материалах товаров, а также других средств рекламы и наружной информации;
- организация регулярного получения информации "снизу", установления системы обратной связи путем:
а) эффективного обмена информацией с территориальными органами управления,
б) развития широких контактов с общественными организациями, партиями и движениями,
в) результативного использования проводимых социологических опросов,
г) анализа писем и устных заявлений граждан;
- периодическое проведение информационных и информационно-рекламных кампаний по наиболее важным проблемам реализации городских программ, с привлечением к этой работе специалистов, ученых-социологов и журналистов;
- организация работы Информационно-технического центра кабельного телевидения по взаимодействию структур исполнительной власти и студий КТ, подготовке информационных материалов, регулированию и контролю деятельности студий в соответствии с законодательством РФ, нормативными актами правительства Москвы и Московской городской Думы;
- продолжение регулярного выпуска Департаментом по делам печати и информации, Пресс-центром мэрии и правительства, Информационным отделом мэрии, другими структурами исполнительной власти информационных и аналитических изданий (вкладышей в газеты, приложений к журналам, аналитических сборников, справочников, вестников и т.п.), а также иллюстрированных проспектов об истории и сегодняшнем дне города, перспективах его развития, реализации городских программ;
- разработка предложений по информатизационному обеспечению подразделений, ведущих информационно-аналитическую и пропагандистскую работу среди населения Москвы.
В августе - декабре 1994 г. осуществить первоочередные мероприятия по информационному обеспечению населения (Приложение N 2). Начиная с 1995 года утверждать годовые планы-программы.
Организация систематического информирования населения, в том числе о выполнении городских программ, должна рассматриваться как одно из главных направлений в деятельности органов управления, стать формой отчета мэрии и правительства города перед москвичами.
Приложение N 2
к постановлению правительства
Москвы N от _____ 1994 г.
ПЛАН
первоочередных мероприятий по информационному
обеспечению населения Москвы
I. Организационная работа по установлению эффективного сотрудничества и информационного взаимодействия со средствами массовой информации
1. Департаменту по делам печати и информации, Пресс-центру мэрии и правительства, информационному и протокольному отделам, управлению организационно-методического обеспечения работы с документами Управления делами мэрии до 1 сентября 1994 г. установить четкий порядок взаимодействия со средствами массовой информации, заключающийся:
а) в обязательном предоставлении информации о планируемых городских мероприятиях, вопросах очередных заседаний правительства и совещаний;
Отдел информации мэрии
Пресс-центр
б) в оперативном направлении в городские средства массовой информации текстов принятых постановлений правительства, распоряжений мэра и его заместителей, создании условий для получения этих документов редакциями центральных и окружных газет, а также в обеспечении возможности редакциям средств массовой информации регулярно получать обновленные справочные списки и сведения, касающиеся функционирования органов управления, статистические данные, характеризующие ход реализации городских программ;
Управление делами
Пресс-центр
в) в подготовке и передаче в средства массовой информации официальных информационных сообщений о текущих событиях и проводимых в городе мероприятиях, заседаниях правительства, принятых постановлениях и распоряжениях мэра и т.п.;
Пресс-центр
г) в поэтапном подключении (до 1 января 1995 г.) редакций городских средств массовой информации к банку данных принятых решений и нормативных документов мэрии, правительства и их подразделений с использованием в этих целях муниципальной электронной почты.
Управление делами
АО "МК по науке и технологиям"
Департамент по делам печати и информации
2. Комплексу общественных связей и информации ежеквартально принимать с обсуждением на Городской коллегии информационного обеспечения и по согласованию с префектурами административных округов планы предложений редакциям средств массовой информации по приоритетному освещению тех или иных направлений деятельности органов власти, в целом системы управления, выступлений в городской печати и информационных программах телевидения и радио руководителей мэрии и правительства, департаментов, комитетов, управлений, префектур, правоохранительных органов, а также освещения хода подготовки к важнейшим городским мероприятиям, юбилейным датам и т.п.
До 1 ноября 1994 г. утвердить распоряжением первого заместителя премьера порядок взаимодействия департаментов, управлений, комитетов, префектур, их информационных служб с редакциями СМИ, создать условия для оперативного, правдивого, полного и доходчивого доведения до населения информации о деятельности органов исполнительной, представительной и судебной властей в соответствии с утвержденным порядком информационного взаимодействия Московской городской Думы с мэрией и правительством Москвы.
Комплекс общественных связей и информации,
Департамент по делам печати и информации
Департамент общественных и межрегиональных связей
Департамент территориальных органов управленния
Пресс-центр
Префектуры
3. Создать до 15 ноября 1994 г. при Департаменте по делам печати и информации на базе Управления рекламы и городской информации, Информационно-технического центра Московского кабельного телевидения и отделов Департамента рабочую группу (Мосинформбюро) для подготовки и проведения информационных и информационно-рекламных кампаний, подготовки информационных и аналитических материалов для средств массовой информации, а также для обеспечения выпуска массовым тиражом иллюстрированных проспектов, буклетов, листовок о проблемах жизни города и о реализации городских программ.