Недействующий

О некоторых вопросах порядка организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, ... (с изменениями на 13 декабря 2005 года) (утратило силу с 22.09.2007 на основании постановления Правительства Москвы от 28.08.2007 N 757-ПП)

Приложение
к постановлению
 правительства Москвы
от 19 апреля 1994 года N 352


УКАЗАНИЕ
о действиях прокуратуры и милиции
при организации и проведении массовых мероприятий

Межрайонным прокурорам и
прокурору Зеленограда,
начальникам управлений и
отделов внутренних дел,
отделений милиции

В Москве продолжается проведение массовых мероприятий, организуемых различными партиями, движениями, инициативными группами. Собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования является правом граждан, гарантированным Конституцией.

В целях безусловного соблюдения прав и свобод личности, обеспечения общественного порядка и надлежащего функционирования всех служб жизнедеятельности города во время массовых акций, своевременного пресечения нарушений законности и обоснованного привлечения к ответственности нарушителей порядка организации и проведения публичных мероприятий начальникам подразделений органов внутренних дел, межрайонным прокурорам предлагается руководствоваться следующими рекомендациями.

При рассмотрении исполнительными органами власти уведомлений организаторов митингов, демонстраций и т.д. в случае возникновения разногласий по времени и месту их проведения принимать участие в согласительных совещаниях по выработке возможных вариантов решения. Органам внутренних дел своевременно информировать, а прокурорам незамедлительно принимать меры реагирования на бесспорно необоснованные постановления исполнительной власти об отказе в рассмотрении уведомлений. В иных случаях незамедлительно разъяснять заинтересованным сторонам их право обжалования отказа в вышестоящем органе исполнительной власти или народном суде.

Исходя из конкретных обстоятельств, для руководства подразделениями милиции, обеспечивающими охрану общественного порядка во время проведения массовых мероприятий, и взаимодействия с организаторами назначается ответственный от органов внутренних дел либо создается оперативный штаб, в который могут входить представители органов исполнительной власти и прокуратуры.

Наряды милиции докладывают в оперативный штаб о фактах нарушения общественного порядка, задерживают и документируют противоправные действия, доставляют нарушителей в ближайший отдел или в другие предназначенные для этих целей помещения. Штаб информирует организаторов о причинах задержания указанных лиц и требует от них принять меры к наведению порядка.

Основаниями недопущения или прекращения митинга, шествия, демонстрации, пикетирования являются:

- распоряжение главы уполномоченного органа власти об отказе в принятии уведомления о проведении мероприятия, принятого в соответствии с законом;

- создание реальной угрозы жизни, здоровью и безопасности граждан, а также имуществу юридических и физических лиц;

- указание ответственного (уполномоченного) представителя от соответствующего органа исполнительной власти о прекращении мероприятия, если оно проводится с нарушением условий, указанных в уведомлении о его проведении;

- совершение организаторами или участниками мероприятия действий, запрещенных законодательством.

При наступлении указанных оснований начальник штаба (ответственный от органов внутренних дел) с помощью звукоусилительной установки информирует организаторов и участников о принятом решении прекратить мероприятие с обоснованием причин, устанавливает время для его выполнения. Обращается непосредственно к участникам мероприятия, если организаторами это требование не выполняется, устанавливает время для выполнения повторного указания.

Штаб организует документирование допущенных со стороны организаторов нарушений и действий нарядов по прекращению массового мероприятия, предупреждает организаторов о выставлении заслонов, цепочек нарядов, о решении и времени начала применения силы, специальных средств, информирует о путях эвакуации граждан (работающих и закрытых станциях метро, маршрутах общественного транспорта и т.д.).

При осложнении оперативной обстановки (массовых беспорядках) штаб принимает меры к задержанию активных участников, организаторов, документирует с использованием технических средств действия нарядов и правонарушителей.

Данные о задержанных обобщаются штабом, списки лиц представляются в прокуратуру для осуществления надзора за административным и уголовным производством.

Применение физической силы и специальных средств для прекращения массовых мероприятий допускается только в случаях совершения его участниками насильственных действий в отношении нарядов, обеспечивающих правопорядок, для пресечения групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков и действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, а также для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств, земельных участков.

Наряды милиции рассредотачивают участников запрещенного массового мероприятия и задерживают лиц, нарушающих общественный порядок, выявляют очевидцев противоправных действий. Решение о количестве задействуемых нарядов, создании оперативного штаба для управления ими принимается руководителем органа внутренних дел исходя из оценки оперативной обстановки (количества участников, агрессивности их намерений и поведения и т.п.).

В материалах о правонарушениях должны найти отражение следующие обстоятельства:

- общие сведения о проходившем массовом мероприятии;

- место, время и способ совершения правонарушения;

- сведения о личности правонарушителей и очевидцев, в том числе сотрудников милиции;

- сведения о характере и размере вреда, причиненного правонарушителями.

К материалам в установленном законом порядке должны быть приобщены вещественные доказательства, показания очевидцев.

Для документирования могут применяться киносъемка, видеосъемка, звукозапись, визуальные наблюдения с последующим отражением результатов в документах (рапорты, протоколы).

При фиксации правонарушений необходимо одновременно документировать поведение организаторов мероприятия.

В случае задержания нарушителей в момент совершения ими противоправных действий или непосредственно после их совершения немедленно по правилам и в порядке, предусмотренном ст.ст.243, 244 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, производится личный досмотр задержанных и их вещей, изъятие предметов и документов, имеющих значение для принятия решения по существу.

При невозможности задержания нарушителей на месте и отсутствии сведений о них в составленных документах необходимо отразить их приметы, по возможности сфотографировать. От правонарушителей и очевидцев в установленном порядке должны быть истребованы объяснения.

На основании собранных материалов действиям нарушителей необходимо дать юридическую оценку и составить протокол в соответствии с требованием ст.ст.234, 235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Квалификация действий нарушителей порядка организации и проведения массовых мероприятий зависит от субъекта. Так, в случае нарушения порядка организаторами мероприятия либо повторном нарушении участниками в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение - действия нарушителей должны квалифицироваться по ч.2 ст.166-1 КоАП.