Приложение N 1
к постановлению правительства Москвы
от 5 апреля 1994 года N 283
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
совершенствования лицензионной деятельности
и основные принципы лицензионной политики в г. Москве
I. Термины и определения
1. ЛИЦЕНЗИЯ - официальный документ, дающий его владельцу (лицензиату) разрешение на осуществление определенной деятельности, выданный лицензионным органом на основании нормативных актов, регламентирующих порядок лицензирования данной деятельности.
2. СЕРТИФИКАТ - документ, выданный государственным органом и удостоверяющий наличие у соискателя лицензии соответствующей квалификации для выполнения конкретного вида работ (услуг).
3. ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ОРГАН - официально уполномоченный на выдачу лицензий субъект (орган государственного управления, его подразделения, иные структуры, которым в установленном порядке делегировано такое право).
4. ЛИЦЕНЗИАТ (субъект лицензирования) - хозяйствующий субъект (юридическое или физическое лицо), желающий заниматься требующей получения специального разрешения (лицензии) деятельностью.
5. ЛИЦЕНЗИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (лицензирование) - деятельность официально уполномоченных субъектов (органов госуправления, их подразделений, иных наделенных правом выдачи структур) по выдаче лицензий и контролю за выполнением лицензионных условий.
6. ЛИЦЕНЗИОННЫЕ УСЛОВИЯ - установленные требования, которым должна отвечать деятельность лицензиата по производству товаров, оказанию услуг и выполнению работ, на которые выдана лицензия.
7. УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ - совокупность квалификационных, организационных, санитарных и иных нормативно установленных требований, предъявляемых к соискателю лицензии, выполнение которых является обязательным условием владения лицензией на право осуществления такой деятельности.
8. ЛИЦЕНЗИОННЫЙ СБОР - разовый платеж, вносимый за получение лицензии, размеры которого устанавливаются правительством Москвы.
II. Цели и задачи лицензионной деятельности
1. Целью введения лицензирования отдельных видов деятельности на территории г. Москвы является создание необходимых административных условий по защите потребителей от появления на рынке недоброкачественных товаров и неквалифицированных услуг, повышению качества обслуживания населения, соблюдению экологических, санитарных и иных норм.
2. Вышеуказанная цель реализуется при условии решения следующих основных задач:
2.1. Разработка и утверждение принципов лицензионной политики в г. Москве.
2.2. Закрепление и детальное развитие этих принципов в правовой базе лицензирования в г. Москве - принятие системы взаимосвязанных нормативных актов:
- содержащих перечень лицензируемых видов деятельности, их классификацию на лицензируемые по заявительному и разрешительному принципам, а также условия лицензирования различных видов деятельности и перечень необходимых для выдачи лицензии документов;
- охватывающих регламентацию системы органов лицензирования, экспертных организаций и контрольных органов;
- устанавливающих порядок, принципы формирования таких органов, их компетенцию и процедурные вопросы деятельности;
- содержащих перечень оснований и процессуальный порядок приостановления действия или аннулирования лицензии, а также перечень субъектов, наделенных этим правом;
- решающих вопрос о возможности апелляции лицензиатов, субъектов и процедуре рассмотрения апелляционных жалоб.
3. Практическая реализация предписания нормативных актов осуществляется путем:
- создания на их основе единой, хорошо скоординированной и мобильной системы органов лицензирования и контрольных по отношению к ним органов в г. Москве;
- создания эффективной системы подбора и обучения кадров для работы в лицензионных органах;
- создания информационно -аналитической службы, сосредотачивающей все сведения о лицензионной деятельности, о пользователях лицензий в городе, обобщающей и анализирующей их.
III. Основные принципы лицензионной политики в г. Москве
1. Лицензирование отдельных видов деятельности наряду с налогообложением, политикой в области землепользования, аренды нежилых помещений, предоставления энергетических, водных и иных ресурсов является одним из действенных механизмов муниципального воздействия на хозяйственную деятельность предпринимателей, осуществляющих ее на подведомственной территории.
При этом лицензирование является инструментом административного и экономического воздействия на субъекты хозяйственной деятельности (в части приостановления действия или аннулирования лицензии), а не финансового регулирования экономики. Решение задач пополнения городского бюджета, территориального размещения объектов производства, реализации принципов социальной справедливости и т.п., происходящее в процессе лицензирования, является косвенным результатом лицензионной деятельности и не должно быть самоцелью при решении вопросов, связанных с лицензированием. Эти задачи должны решаться при помощи иных инструментов, например, системы налогообложения.
2. При решении вопросов организации лицензионной деятельности в г. Москве ее необходимо подразделить на два уровня лицензирования: федеральный и городской.
На федеральном уровне подлежат лицензированию те виды деятельности, осуществление которых связано с безопасностью государства, либо затрагивающие его экономические и иные интересы, определенные законодательством Российской Федерации.