Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 27 августа 1996 года N 704
Городская комплексная программа мер
по профилактике бродяжничества и попрошайничества
в городе москве на 1996-1997 годы
Городская комплексная программа мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества на 1996-1997 годы (далее Программа) включает систему мер, осуществляемых Мэром и Правительством Москвы совместно с префектами административных округов г.Москвы.
1. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются усиление защиты населения города от совершаемых лицами, занимающимися бродяжничеством и попрошайничеством, преступлений и административных правонарушений, от распространяемых такими лицами опасных инфекционных и иных заболеваний, сокращение притока и концентрации в Москве данной категории граждан, оказание социальной, медицинской и иной помощи лицам, оказавшимся в экстремальных условиях без определенного места жительства и рода занятий.
Программа ориентирована на осуществление мероприятий по социально-трудовой реабилитации указанной категории граждан из числа бывших москвичей с целью восстановления утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции их в общество.
Основными задачами Программы являются:
- обеспечение правовых,экономических и организационных условий для решения проблемы профилактики бродяжничества и попрошайничества, социальной защиты законных прав и интересов лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и рода занятий;
- налаживание эффективной работы всех звеньев общественных и государственных органов по предупреждению правонарушений со стороны лиц без определенного места жительства и рода занятий;
- координация действий всех учреждений и организаций, занимающихся проблемами бродяжничества и попрошайничества.
2. Основные тенденции развития неблагополучной обстановки
в городе Москве, связанной с бродяжничеством и
попрошайничеством
На протяжении ряда лет в Москве наблюдается устойчивая тенденция к увеличению притока лиц без определенного места жительства и занятий, ведущих скитальческий образ жизни, которые значительно обостряют санитарно-эпидемиологическую и криминогенную обстановку в городе.
За последние 10 лет количество преступлений, совершаемых лицами без определенного места жительства, возросло в 2,5 раза.
В 1995 году только из числа раскрытых милицией преступлений около 2 тысяч совершено лицами без определенного места жительства, из них 1185 - тяжких. Кроме того, ими совершено свыше 50 тысяч административных нарушений. По вине таких лиц в городе произошло более 1 тысячи пожаров, повлекших гибель 68 человек и причинивших материальный ущерб, составивший 500 миллионов рублей.
Более половины бездомных не являются гражданами России, распространяют опасные инфекционные и иные заболевания.
Проводимые органами внутренних дел, социальной защиты населения, здравоохранения, другими органами и организациями города мероприятия не привели к ощутимым результатам.
Работа правоохранительных органов по пресечению этих антиобщественных проявлений сдерживается из-за отсутствия ответственности (уголовной, административной) за бродяжничество и попрошайничество.
В структуре органов социальной защиты еще мало учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий.
Недостаточны меры по оказанию неотложной медицинской помощи и осуществлению лечебно-профилактических мероприятий с данной категорией граждан.
Наряду с объективными факторами социально-экономического и организационно-правового плана эффективность мер, принимаемых в целях профилактики бродяжничества и предупреждения его опасных проявлений, снижают ведомственная разобщенность и иные недостатки в работе городских служб на данном участке.
На ближайшие годы ожидается дальнейшее развитие остроты проблем бродяжничества и попрошайничества.
Исходя из складывающейся обстановки, необходимо обеспечить выполнение следующих мер:
_______________________________________________________________________________________________________
Направления З а д а ч и Сроки Организаторы работы
деятельности реализации
_______________________________________________________________________________________________________
1 2 3 4
_______________________________________________________________________________________________________
3.Организацион- 3.1. Внести на рассмотрение Московской городской 1996 г. Отдел по работе с пра-
но-правовые Думы проект Закона Москвы "О порядке выдворения из воохранительными орга-
вопросы.Профи- города Москвы лиц, злостно нарушающих правила ре- нами, ГПУ Мэрии, ГУВД
лактика право- гистрации, и мерах, исключающих повторное пребыва-
нарушений. ние их в городе".
3.2. Подготовить и направить в МВД России предложе- 1996 г. Отдел по работе с пра-
ния о введении административной ответственности за воохранительными орга-
занятие бродяжничеством и попрошайничеством с предос- нами, ГУВД
тавлением органам внутренних дел права задержания
таких лиц для установления их личности и проверки
образа жизни, в том числе на причастность к совер-
шению преступлений.
3.3. Обратиться в МВД России с просьбой о создании 1996 г. ГУВД
дополнительных контрольно-милицейских постов и засло-
нов на территории Московской и прилегающих к ней
областей с целью недопущения приезда в Москву ино-
городних лиц без определенного места жительства.
3.4. Внести в Главное управление обеспечения об- 1996 г. ГУВД, МУВДТ
щественного порядка МВД России предложения об уве-
личении до 30 суток срока содержания лиц, помещен-
ных в приемники-распределители (центры), в целях
обеспечения более качественной работы с ними.
3.5. Создать информационную систему учета лиц, 1996 г. Комитет социальной за-
занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, щиты населения
для координации работы по оказанию им медико- ГУВД, АО"МКНТ"
социальной и социально-правовой помощи.
3.6. Принять меры по выполнению решений Объеди- 1996 г. Миграционная служба
ненной коллегии органов управления Москвы и Мос- г. Москвы
ковской области от 01.06.93 N 45-14-183/3 о соз-
дании под началом Федеральной миграционной службы
(вне территории Москвы и Московской области) пун-
ктов приема и содержания лиц из числа иностранцев
и лиц без гражданства, не имеющих действительных
документов на право пребывания в России.
3.7. Учесть в смете расходов средств специального 1996-1997гг. ГУВД г.Москвы,
фонда ГУВД статью расходов, необходимых для МГЦ Госсанэпиднадзора
выдворения за пределы Российской Федерации
иностранных граждан и лиц без гражданства, злостно
нарушающих правила пребывания в Российской Федера-
ции, занимающихся бродяжничеством, с инфек-
ционными и другими заболеваниями, опасными для
здоровья населения, а также средства для следования
к избранному месту жительства лиц, освобожденных
из приемников-распределителей (центров) ОВД,
проведение бесплатной санитарной обработки лиц,
пораженных педикулезом, и другие расходы.
3.8. Шире использовать возможности средств массовой 1996-1997гг. Управление печати и
информации по правовому обучению населения в вопро- информации, Управле-
сах купли-продажи жилья и наступления возможных не- ние юстиции
гативных последствий.
3.9. Рассмотреть вопрос о предоставлении права ок- 1996 г. Управление юстиции,
ружным прокурорам и начальникам УВД санкционировать Прокуратура, ГУВД
принудительное выдворение из Российской Федерации
иностранных граждан, злостно нарушающих законода-
тельство Российской Федерации о правовом положении
иностранных граждан в России.
3.10. Войти в законодательные федеральные органы с 1996 г. ГУВД
предложением об увеличении штрафных санкций за на-
рушение правил пребывания иностранных граждан в
Российской Федерации, а также транзитного проезда
через территорию Российской Федерации, предусмот-
ренных ст. 184 КоАП РСФСР.
3.11. Проводить работу с лицами, помещенными в уч- постоянно ГУВД
реждения социальной защиты, с целью выявления лиц,
скрывшихся от суда и следствия, для принятия к ним
мер в соответствии с законом.
3.12. Организовать и обеспечить принятие админист- постоянно Префектуры
рациями муниципалитетов мер, направленных на исклю-
чение возможности проникновения в подвалы, чердаки
жилого сектора и проживания там лиц, занимающихся
бродяжничеством.
3.13. Ежемесячно проводить рейды по выявлению и постоянно ГУВД,МУВДТ,МУВД на ВВТ,
удалению лиц, занимающихся бродяжничеством, из под- префектуры
валов, чердаков, жилого сектора, рынков, метрополи-
тена, вокзалов, аэропортов, пригородных электропо-
ездов и мест отстоя транспорта, общественных мест.
3.14. Систематически освещать вопросы профилактики постоянно Управление печати и
бродяжничества и попрошайничества, защиты прав лиц информации, ГУВД
без определенного места жительства в средствах
массовой информации, особенно на Московском теле-
визионном канале, Московском кабельном телевидении,
Московском радио, периодических изданиях.
3.15. В целях оказания помощи в восстановлении до- 1996-1997гг. ГУВД
кументов бывшим жителям Москвы, не имеющим регист-
рации места жительства в других регионах, органам
внутренних дел г.Москвы оформлять материалы по ут-
рате паспортов данным гражданам по прежнему месту
жительства.
3.16. В спецучреждениях для лиц, задержанных за 1996 г. ГУВД, префектуры
бродяжничество и попрошайничество, окружных УВД
создать поисковые группы по выявлению и удалению
из общественных мест города лиц, занимающихся бро-
дяжничеством, обеспечив поисковые группы специаль-
ным автотранспортом и средствами индивидуальной
защиты от возможного контакта с инфекционно-больны-
ми гражданами данной категории.
3.17. Организовать режимные мероприятия, направлен- 1996-1997г. МУВДТ, МУВД на ВВТ
ные на предупреждение въезда в Москву в пригородных
электричках, пассажирских и грузовых поездах, воз-
душном и водном транспорте лиц без определенного
места жительства. Помощь в социальной адаптации и
реабилитации данной категории граждан может и долж-
на быть оказана за пределами Москвы и Московской
области.
3.18. Силами нарядов милиции, народной дружины постоянно ГУВД,МУВДТ,МУВД на ВВТ
обеспечить выявление лиц, использующих детей в це-
лях попрошайничества (в том числе и несовершенно-
летних), и принятие к ним гражданско-правовых, адми-
нистративных и других мер, предусмотренных законо-
дательством Российской Федерации.
3.19. Осуществлять помещение в дома-интернаты для постоянно Комитет социальной за-
инвалидов Москвы лиц, содержащихся в приемниках- щиты населения
распределителях, из числа бывших "москвичей",
согласно порядку, предусмотренному действующим
законодательством.
3.20. Московской железной дороге по заявкам 1996-1997г. Московская железная
Комитета социальной защиты населения, ГУВД, МУВДТ дорога, ГУВД,
выделять за плату необходимое количество пас- Комитет соц.защиты,
сажирских вагонов для вывоза граждан бывших МУВДТ
союзных республик, задерживаемых за незаконное
проживание в Москве, к местам их постоянного
проживания.
4.Обеспечение 4.1. Открыть дом ночного пребывания для лиц без оп- 1996 г. Комитет социальной
мер социальной ределенного места жительства на 100 мест по ул.Ило- защиты населения
защиты вайская, д.4.
4.2. Открыть социальную гостиницу для лиц, утратив- 1996 г. Комитет социальной
ших прописку, регистрацию в г.Москве, на 160 мест защиты населения
по ул. Иловайская, д.2.
4.3. В доме N 1 и стр.2 по ул.Иловайскя разместить 1996г. Комитет социальной
предприятие социально-профессиональной реабилитации защиты населения
лиц без определенного места жительства.
4.4. Продолжить работу по совершенствованию сети 1996-1997г. Комитет социальной
специальных отделений при ПНИ N 3 и ПНИ N 10 для защиты населения
лиц без определенного места жительства и утративших
прописку, регистрацию в г.Москве.
4.5. Открыть в каждом административном округе по 1996-1997гг. Префектуры, Комитет
одному муниципальному дому ночного пребывания (со- социальной защиты на-
циальные ночлежки) для лиц без определенного места селения
жительства.
4.6. Обеспечить межведомственное взаимодействие по постоянно Комитет социальной
вопросам социальной адаптации лиц без определенного защиты населения,
места жительства и занятий, занимающихся бродяжни- Комитет здравоохранения,
чеством и попрошайничеством, после завершения стаци- ГУВД, Комитет труда и
онарного лечения и проведения медико-социальной занятости, Комитет му-
экспертизы. ниципального жилья
4.7. Принять меры по приобретению одежды и созданию 1996-1997гг. МГЦ Госсанэпиднадзора,
обменного фонда сезонной одежды в городских санпро- Комитет социальной
пускниках, а также обеспечить прием от населения защиты населения
денежных средств, одежды, обуви для оказания помощи
нуждающимся лицам без определенного места жительст-
ва и занятий.
4.8. Определить перечень столовых города для 1996-1997гг. Комитет социальной за-
ежедневного 1-разового питания бездомных из числа щиты населения
бывших москвичей по специальным талонам, выдаваемым
Комитетом социальной защиты в установленном Прави-
тельством Москвы порядке, и организовать такое питание.
4.9. В соответствии с действующим законодательством 1996-1997гг. Комитет социальной
Российской Федерации осуществить назначение и вып- защиты населения
лату пенсий лицам без определенного места жительст-
ва, бывшим жителям г.Москвы, зарегистрированным по
месту жительства или по месту пребывания в установ-
ленном порядке.
5.Медицинское 5.1. Обеспечить оказание первичной медицинской по- постоянно Мед.служба ГУВД,
обеспечение мощи бригадами скорой помощи гражданам, утратившим Комитет соцзащиты,
жилье, и лицам, занимающимся бродяжничеством и попро- Комитет здравоохране-
шайничеством. ния
5.2. Проводить стационарное лечение данной катего- постоянно Комитет здравоохране-
рии граждан ния
5.3. Проводить медико-социальную экспертизу для оп- постоянно Комитет здравоох-
ределения последующей социальной ориентации больно- ранения, Комитет со-
го. циальной защиты насе-
ления
5.4. Организовать и проводить амбулаторно-поликли- постоянно Комитет здравоох-
ническую помощь лицам, помещаемым в учреждения со- ранения, Комитет со-
циальной помощи (дома ночного пребывания, социаль- циальной защиты насе-
ные приюты, социальные гостиницы, центры социальной ления, Медслужбы ГУВД
адаптации) и специальные учреждения ГУВД. по принадлежности