Действующий

О концепции и схеме размещения комплексного индивидуального жилищного строительства в московском регионе

Приложение N 1
к совместному постановлению
правительства Москвы и главы
администрации Московской области
от 26 мая 1992 года N 323-128

Концепция и схема размещения
комплексного индивидуального жилищного строительства
в 50 - километровой зоне Москвы (основные положения)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.01.92 г. N 1 "Об отводе земельных участков в Московской области для малоэтажного строительства для жителей г. Москвы и Московской области" институтами ГК НИиПИ градостроительства Главархитектуры Московской области и НИиНИ Генплана г. Москвы Москомархитектуры разработана концепция и выполнен первый этап размещения комплексного индивидуального жилищного строительства в 50 - километровой зоне г. Москвы.

Целью концепции являлось определение основных параметров малоэтажного жилищного строительства в Московском регионе на перспективу на период до 2000 года и первую очередь, выявление проблем и ограничений, связанных с осуществлением программ такого строительства, и путей их реализации.

Концепция опирается на положения проекта генерального плана развития г. Москвы и Московской области на период до 2010 года, учитывает глубину и многообразие сложившихся связей города и региона, общность и различия интересов проживающего населения, крайнюю остроту экологической ситуации, сложные градостроительные и транспортно - инженерные условия расселения.

В соответствии с комплексной оценкой эколого градостроительной ситуации в Московском регионе и прогнозами развития массового малоэтажного жилищного строительства на долгосрочную перспективу выявлены возможности расселения в малоэтажном фонде на территории Московской области до 1,2 млн. семей, в т.ч. до 800 тыс. семей москвичей, при выделении под эти цели 200 - 250 тыс. га (от 4 до 5 % территории Московской области).

На период до 2000 года выявлены возможности выделить до 40 тыс. га территорий, что соответствует задаче, поставленной в Указе Президента Российской Федерации. Соответственно определены зоны, располагающие возможностями для выделения в 1992 году резервов земельного фонда под малоэтажное строительство площадью 4 тыс. га в 50 - километровой зоне Москвы.

Первый этап работы над концепцией и схемой показал, что намечаемая программа по масштабам и темпам не имеет аналогов. Ее реализация приведет к качественному изменению среды, системы расселения, природного окружения и образа жизни населения в пригородной зоне Москвы, что требует глубокой научной проработки и экспертизы всего комплекса градостроительных, экологических, социальных, транспортно - инженерных, экономико - правовых и др. возникающих в связи с этим вопросов.

Градостроительные условия размещения массового
малоэтажного строительства в Московском регионе

Комплексный анализ градостроительных условий размещения массового малоэтажного строительства показал:

а. Предельные возможности г. Москвы по размещению малоэтажной застройки ограничены 5 - 7 тыс. га, включая и строительство на территориях, присоединенных в 1983, 1984 гг. Особенно жесткие ландшафтно - экологические и архитектурно - градостроительные требования предопределяют необходимость использования исключительно индивидуальных проектов планировки и застройки;

б. Предельные возможности ЛПЗП ограничены 7 тыс. га. При этом практически отсутствуют крупные площадки, позволяющие вести массовое строительство.

в. Наибольшей реальностью, по условиям допустимости, развития социальной и транспортной инфраструктуры обладает Московская агломерация в радиусе до 50 км. Однако сложная экологическая ситуация и дефицит территорий, необходимых для развития существующих поселений, дачно - садоводческого хозяйства и малоэтажного строительства ограничивают предельную емкость этой зоны 60 тыс. га.

г. Территориальные резервы периферийной части Московской области составляют до 150 тыс. га. Однако их освоение потребует создания новой широкомасштабной инфраструктуры решения проблем занятости расселяемого населения.

д. По совокупности эколого - градостроительных и транспортно инженерных условий предпочтительными для размещения массового малоэтажного строительства признаны направления: южное (Рязанское, Домодедовское, Серпуховское), северо - западное (Солнечногорское) и северное (Дмитровское). Развитие западных направлений региона ограничивается требованиями сохранения особо ценных природнорекреационных ресурсов и особой ролью этих направлений в оздоровлении экологической обстановки в Москве. Развитие восточных направлений ограничивается предельно высокой урбанизированностью этих территорий, перегруженностью инфраструктуры и тяжелой экологической ситуацией.

Перспективы малоэтажного жилищного
строительства в Московском регионе

Значительный спрос на малоэтажное строительство в пригородной зоне Москвы, дефицит свободных территорий и экологические требования ограничивают средний размер площади участков под малоэтажную застройку на уровне 0.10 га, что позволит расселить здесь до 800 тыс. семей москвичей и жителей области. В периферийной части области возможно более свободное расселение при средней площади участка до 0,35 га.

Для этого необходимо комплексное освоение всех потенциальных резервов:

- использование резервных территорий городов пригородной зоны Москвы;

- поэтапная "капитализация" части строительного фонда дачных и садоводческих поселков;

- расширение, реконструкция и реабилитация существующих сельских поселений;

- застройка и обустройство спецтерриторий.

При этом главным резервом остаются территории сельскохозяйственного назначения, отчуждение которых является единственным условием решения поставленной задачи.

По градостроительным условиям предусматриваются три основных типа малоэтажной застройки: "Городской" - высокоплотная застройка в 2-4 этажа с минимальным придомовым участком, "Пригородный" отдельно стоящий дом (коттедж) на 1-4 семьи с участком до 0,15 га, "Сельский" - индивидуальный дом (усадьба) с учетом до 0,30 - 0,40 и более га. В пригородной зоне соотношение объемов строительства домов этих типов составит соответственно 25,60 и 15 %.

Общий объем жилищного малоэтажного фонда при средней обеспеченности полезной площадью 30 кв. м./чел. может достигнуть в пригородной зоне Москвы 70 млн. кв. м (в т.ч. в ЛПЗП - 7 млн. кв. м).

Анализ потребительского спроса на малоэтажное жилье, учитывающей перспективные финансовые возможности застройщиков и пользователей, позволяет оценить потребность в жилье разного качества по трем категориям: для семей со средним, высоким и низким уровнем доходов. Согласно оценкам спрос на жилье первой категории составит на перспективу 60 %, второй - 5 %, третьей - 35 %.

Развитие малоэтажного строительства в ЛПЗП обусловлено ограничениями, связанными с дефицитом свободных территорий, охраной природы и историко - культурного наследия. Здесь практически отсутствуют крупные (более 50 га) участки, пригодные для массового малоэтажного строительства. А выявленные для освоения участки потребуют решения сложных задач обустройства неудобных территорий, индивидуального проектирования и нетиповых строительных решений.

Программа малоэтажного жилищного строительства на территории Московской области ведет к практическому удвоению застроенных территорий, увеличению численности населения на 2,0 млн. чел., росту их ежедневных трудовых и культурно - бытовых поездок в Москву, необходимости проведения значительных мероприятий по развитию инженерно - транспортной и социальной инфраструктур, а также созданию новых рабочих мест.

Социальная часть программы потребует строительства около 30 млн. кв. м площади объектов культурно - бытового назначения и порядка 250 тыс. дополнительных рабочих мест.

Для транспортного обеспечения жилищного строительства необходимо построить дополнительно 2,5 тыс. км дорожной сети (из них магистральной около 1,5 тыс. км), а также реконструировать около 3,0 тыс. км существующей сети; проложить дополнительно третьи и четвертые главные железнодорожные пути общим протяжением около 600 км, существенно увеличить парк автобусов и их материально техническую базу на территории области.