ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
И ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 мая 1992 года  N 323-128


О концепции и схеме размещения
комплексного индивидуального
жилищного строительства в
московском регионе

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 января 1992 г. N 1 "Об отводе земельных участков в Московской области для малоэтажного строительства и садоводства для жителей г. Москвы и области" институты ГК НИиПИ градостроительства Главархитектуры администрации Московской области и НИиПИ Генплана г. Москвы Москомархитектуры разработали концепцию и выполнили первый этап схемы размещения комплексного индивидуального строительства в 50 километровой зоне Москвы.

Целью работы является определение основных параметров малоэтажного жилищного строительства в столичном регионе на ближайшие 2-3 года, на период до 2000 г. и последующие годы.

На период до 2000 года выявлены возможности выделить до 40 тыс. га территорий, что соответствует задаче, поставленной в Указе Президента Российской Федерации. Соответственно определены зоны, располагающие возможностями для выделения в 1992 году резервов земельного фонда под малоэтажное строительство площадью 4 тыс. га в 50 - километровой зоне Москвы.

Рассмотрев концепцию развития малоэтажного и коттеджного строительства в Москве и Московской области, правительство Москвы отмечает, что представленная концепция определяет градостроительные решения застройки малоэтажными домами 50 - километровой зоны, этажность, комплексность, требования к инженерной подготовке, подъездным путям и транспортным магистралям с учетом норм обслуживания и пропускной способности.

В целом концепция может являться основополагающим материалом для разработки конкретных программ по реализации малоэтажного строительства.

Правительство Москвы и глава администрации Московской области постановляют:

1. Одобрить основные положения и параметры Концепции размещения малоэтажного жилищного строительства в Московском регионе (приложение N 1).

2. Принять предложение администрации Московской области по первоочередному развитию малоэтажного строительства для москвичей с выделением в 1992 году на территориях Дмитровского района 700 га, Домодедово - 850 га, Раменского - 1000 га, Солнечногорска - 412 га, (приложение N 2) и поддержать установление зон поиска земельных участков для дальнейшего развития малоэтажного жилищного строительства в соответствии с приложением N 3.

3. Москомархитектуре и Главархитектуре администрации Московской области продолжить работы над схемой размещения комплексного индивидуального строительства в 50 - километровой зоне Москвы с учетом высказанных при обсуждении замечаний и представить в 1 квартале 1993 года в правительство Москвы и Московской области предложения по полному объему участков, отводимых под малоэтажное строительство на период до 2000 года в соответствии с разрабатываемой схемой, и осуществить разработку в 1992 - 93 гг. схем, предпроектных и проектных работ, связанных с малоэтажным строительством в Московском регионе, согласно приложению N 4.

4. Считать необходимым на основе предложенной концепции до 1 октября 1992 г. разработать программу реализации малоэтажного и коттеджного жилья до 2000 года.

Функции заказчика по разработке указанной программы возложить на Управление развития Московского региона.

Возложить разработку направлений программы:

- по подготовке производственной базы строительства на основе технического перевооружения предприятий строительного комплекса города и Мосстройкомитет;

- по инженерному обеспечению территорий застройки, дорог, транспортных пересечений, переработке отходов и т.д. на Мосинжкомитет и Москомэнерго;

- по обеспечению транспортного обслуживания и связи на Департамент транспорта и связи;

- по обеспечению железнодорожного транспортного обслуживания районов массовой застройки на Управление Московской железной дороги;

- по обеспечению социального и коммунального обслуживания на Комплекс социальной защиты населения.

5. Установить, что отводы земли производятся непосредственно инвесторами на условиях, согласованных с Управлением развития Московского региона и префектурами, за которыми закреплены соответствующие земельные участки (приложение N 5).

6. Поручить объединению "Москапстрой" и другим коммерческим структурам выполнение функций заказчика по предпроектным, проектным, изыскательским работам и строительству объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в сроки, обеспечивающие освоение выделенных территорий. Функции заказчика по объектам жилья и социальной инфраструктуры возлагаются непосредственно на инвестора.

7. Управлению развития Московского региона обеспечить привлечение средств инвесторов на финансирование подготовительных и предпроектных работ, а также разработку программы малоэтажного строительства на перспективу.

В связи с этим разрешить Управлению развития Московского региона предоставление части участков ка коммерческой основе.

8. Просить Министерство обороны представить до 30 мая 1992 г. предложения по выделению конкретных земельных участков площадью 3 тыс. га для застройки в 1992 году и в срок до 25 июня т.г. - 20 тыс. га.

9. Мосстройкомитету в месячный срок подготовить предложения по привлечению подрядных организаций к малоэтажному строительству для первоочередного освоения территории.

10. Комитету по науке и технике в месячный срок подготовить предложения по производству компактных очистных сооружений, автономного теплоснабжения и других систем локального инженерного обеспечения на заводах за счет конверсии, а также изготовление средств малой механизации для малоэтажного и коттеджного строительства.

11. Департаменту муниципального жилья совместно с префектурами административных округов организовать учет граждан, желающих приобрести жилую площадь в малоэтажных строениях.

12. Администрации Московской области в месячный срок произвести замену участков, признанных непригодными для размещения коттеджной застройки. Учесть при последующих формированиях зон застройки отрицательные факторы.

13. Администрации Московской области отвести Мосстройкомитету в 10 - километровой зоне земельных участков площадью до 5 га для организации выставки образцов малоэтажных домов и коттеджей.

14. Управлению развития Московского региона совместно с администрацией Московской области и заинтересованными организациями в срок до 1.09.92 г. подготовить предложения по статусу поселений на застраиваемых территориях, пользованию землей и порядку платы за землю.

15. Департаменту по делам печати и информации через средства печати, радиовещания и телевидения информировать население о малоэтажном строительстве.

16. Контроль за выполнение настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы Ресина В.И.

Премьер правительства
Москвы
Ю.М.Лужков

Глава администрации
Московской области
А.С.Тяжлов

Приложение N 1
к совместному постановлению
правительства Москвы и главы
администрации Московской области
от 26 мая 1992 года N 323-128

Концепция и схема размещения
комплексного индивидуального жилищного строительства
в 50 - километровой зоне Москвы (основные положения)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.01.92 г. N 1 "Об отводе земельных участков в Московской области для малоэтажного строительства для жителей г. Москвы и Московской области" институтами ГК НИиПИ градостроительства Главархитектуры Московской области и НИиНИ Генплана г. Москвы Москомархитектуры разработана концепция и выполнен первый этап размещения комплексного индивидуального жилищного строительства в 50 - километровой зоне г. Москвы.

Целью концепции являлось определение основных параметров малоэтажного жилищного строительства в Московском регионе на перспективу на период до 2000 года и первую очередь, выявление проблем и ограничений, связанных с осуществлением программ такого строительства, и путей их реализации.

Концепция опирается на положения проекта генерального плана развития г. Москвы и Московской области на период до 2010 года, учитывает глубину и многообразие сложившихся связей города и региона, общность и различия интересов проживающего населения, крайнюю остроту экологической ситуации, сложные градостроительные и транспортно - инженерные условия расселения.

В соответствии с комплексной оценкой эколого градостроительной ситуации в Московском регионе и прогнозами развития массового малоэтажного жилищного строительства на долгосрочную перспективу выявлены возможности расселения в малоэтажном фонде на территории Московской области до 1,2 млн. семей, в т.ч. до 800 тыс. семей москвичей, при выделении под эти цели 200 - 250 тыс. га (от 4 до 5 % территории Московской области).

На период до 2000 года выявлены возможности выделить до 40 тыс. га территорий, что соответствует задаче, поставленной в Указе Президента Российской Федерации. Соответственно определены зоны, располагающие возможностями для выделения в 1992 году резервов земельного фонда под малоэтажное строительство площадью 4 тыс. га в 50 - километровой зоне Москвы.

Первый этап работы над концепцией и схемой показал, что намечаемая программа по масштабам и темпам не имеет аналогов. Ее реализация приведет к качественному изменению среды, системы расселения, природного окружения и образа жизни населения в пригородной зоне Москвы, что требует глубокой научной проработки и экспертизы всего комплекса градостроительных, экологических, социальных, транспортно - инженерных, экономико - правовых и др. возникающих в связи с этим вопросов.

Градостроительные условия размещения массового
малоэтажного строительства в Московском регионе

Комплексный анализ градостроительных условий размещения массового малоэтажного строительства показал:

а. Предельные возможности г. Москвы по размещению малоэтажной застройки ограничены 5 - 7 тыс. га, включая и строительство на территориях, присоединенных в 1983, 1984 гг. Особенно жесткие ландшафтно - экологические и архитектурно - градостроительные требования предопределяют необходимость использования исключительно индивидуальных проектов планировки и застройки;

б. Предельные возможности ЛПЗП ограничены 7 тыс. га. При этом практически отсутствуют крупные площадки, позволяющие вести массовое строительство.

в. Наибольшей реальностью, по условиям допустимости, развития социальной и транспортной инфраструктуры обладает Московская агломерация в радиусе до 50 км. Однако сложная экологическая ситуация и дефицит территорий, необходимых для развития существующих поселений, дачно - садоводческого хозяйства и малоэтажного строительства ограничивают предельную емкость этой зоны 60 тыс. га.

г. Территориальные резервы периферийной части Московской области составляют до 150 тыс. га. Однако их освоение потребует создания новой широкомасштабной инфраструктуры решения проблем занятости расселяемого населения.

д. По совокупности эколого - градостроительных и транспортно инженерных условий предпочтительными для размещения массового малоэтажного строительства признаны направления: южное (Рязанское, Домодедовское, Серпуховское), северо - западное (Солнечногорское) и северное (Дмитровское). Развитие западных направлений региона ограничивается требованиями сохранения особо ценных природнорекреационных ресурсов и особой ролью этих направлений в оздоровлении экологической обстановки в Москве. Развитие восточных направлений ограничивается предельно высокой урбанизированностью этих территорий, перегруженностью инфраструктуры и тяжелой экологической ситуацией.

Перспективы малоэтажного жилищного
строительства в Московском регионе

Значительный спрос на малоэтажное строительство в пригородной зоне Москвы, дефицит свободных территорий и экологические требования ограничивают средний размер площади участков под малоэтажную застройку на уровне 0.10 га, что позволит расселить здесь до 800 тыс. семей москвичей и жителей области. В периферийной части области возможно более свободное расселение при средней площади участка до 0,35 га.

Для этого необходимо комплексное освоение всех потенциальных резервов:

- использование резервных территорий городов пригородной зоны Москвы;

- поэтапная "капитализация" части строительного фонда дачных и садоводческих поселков;

- расширение, реконструкция и реабилитация существующих сельских поселений;

- застройка и обустройство спецтерриторий.

При этом главным резервом остаются территории сельскохозяйственного назначения, отчуждение которых является единственным условием решения поставленной задачи.

По градостроительным условиям предусматриваются три основных типа малоэтажной застройки: "Городской" - высокоплотная застройка в 2-4 этажа с минимальным придомовым участком, "Пригородный" отдельно стоящий дом (коттедж) на 1-4 семьи с участком до 0,15 га, "Сельский" - индивидуальный дом (усадьба) с учетом до 0,30 - 0,40 и более га. В пригородной зоне соотношение объемов строительства домов этих типов составит соответственно 25,60 и 15 %.

Общий объем жилищного малоэтажного фонда при средней обеспеченности полезной площадью 30 кв. м./чел. может достигнуть в пригородной зоне Москвы 70 млн. кв. м (в т.ч. в ЛПЗП - 7 млн. кв. м).

Анализ потребительского спроса на малоэтажное жилье, учитывающей перспективные финансовые возможности застройщиков и пользователей, позволяет оценить потребность в жилье разного качества по трем категориям: для семей со средним, высоким и низким уровнем доходов. Согласно оценкам спрос на жилье первой категории составит на перспективу 60 %, второй - 5 %, третьей - 35 %.

Развитие малоэтажного строительства в ЛПЗП обусловлено ограничениями, связанными с дефицитом свободных территорий, охраной природы и историко - культурного наследия. Здесь практически отсутствуют крупные (более 50 га) участки, пригодные для массового малоэтажного строительства. А выявленные для освоения участки потребуют решения сложных задач обустройства неудобных территорий, индивидуального проектирования и нетиповых строительных решений.

Программа малоэтажного жилищного строительства на территории Московской области ведет к практическому удвоению застроенных территорий, увеличению численности населения на 2,0 млн. чел., росту их ежедневных трудовых и культурно - бытовых поездок в Москву, необходимости проведения значительных мероприятий по развитию инженерно - транспортной и социальной инфраструктур, а также созданию новых рабочих мест.

Социальная часть программы потребует строительства около 30 млн. кв. м площади объектов культурно - бытового назначения и порядка 250 тыс. дополнительных рабочих мест.

Для транспортного обеспечения жилищного строительства необходимо построить дополнительно 2,5 тыс. км дорожной сети (из них магистральной около 1,5 тыс. км), а также реконструировать около 3,0 тыс. км существующей сети; проложить дополнительно третьи и четвертые главные железнодорожные пути общим протяжением около 600 км, существенно увеличить парк автобусов и их материально техническую базу на территории области.

Для обеспечения водоснабжения необходимо строительство головных сооружений и магистральных водоводов диаметром 1200 - 1400 мм южной и восточной системы протяжением 200 - 230 км.

Инженерное оборудование малых площадок должно решаться преимущественно на автономных системах.

Предложения на ближайшую перспективу
и первую очередь строительства

В соответствии с Указом Президента России предусмотрено выделить в Московской области под малоэтажное строительство 40 тыс. га территорий, в т.ч. в 1992 г. - 4 тыс. га, из которых - 3 тыс. га предназначены для москвичей и 1 тыс. га - для жителей городов области.

Учитывая сложившуюся систему расселения и возможности инфраструктуры, предполагается выделение первоочередных территорий преимущественно в 50 - километровой зоне Москвы. На этих территориях могут быть расселены 200 - 250 тыс. семей, в т.ч. на территориях первой очереди - до 20 тыс. семей. Объем жилищного строительства составит при этом 25 и 2 млн. кв. м площадей соответственно.

В соответствии с этим затраты на реализацию программ по освоению 40 тыс. га составят более 70 млрд. руб. в ценах 1991 года, в т.ч. на собственно жилищное строительство - 30 - 35 млрд. руб.

Реализация таких объемов строительства потребует преимущественного привлечения внебюджетных средств и коренной структурной перестройки существующего строительного комплекса. Поставленная задача не будет решена и без реализации крупномасштабной программы создания альтернативных коммерческих структур в строительстве и производстве строительных материалов, в сфере инвестирования и кредитования, а также без создания необходимого для стимулирования деятельности таких структур экономико - правового механизма.

Анализ градостроительных условий выделения и освоения участков первой очереди и ближайшей перспективы выявил значительные по размерам зоны поиска, охватывающие около 200 тыс. га и позволяющие выделить под застройку площадки до 20 тыс. га, предпочтительные для размещения массового малоэтажного строительства в пригородной зоне Москвы на ближайшие 3 - 4 года.

Однако начавшиеся в настоящее время процессы по организации фермерских хозяйств в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. вызывают серьезную озабоченность в части неупорядоченности разделов земель, неучета интересов горожан, отсутствия стратегии создания работоспособных инфраструктур.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»