На протяжении 1996 года специалистами Палаты были подготовлены заключения и проведены обследования по следующим вопросам и законодательным актам:
- Об исполнении бюджета города Москвы за 1995 год;
- О бюджете города Москвы на 1996 год;
- О бюджете города Москвы на 1997 год;
- Анализ исполнения бюджета за первый квартал 1996 года;
- Об оценочной деятельности в Москве;
- Обследование эффективности использования предоставленных московским законодательством льгот и правильности их учета;
- Экспертное заключение по предложениям о создании системы городских муниципальных займов Москвы.
На заключение Контрольно-счетной палаты Москвы были представлены проект Закона города Москвы "Об исполнении бюджета города Москвы за 1995 год" и Справка об исполнении бюджета города Москвы.
Бюджет города на 1995 г. был принят Московской городской Думой в самом конце года - 13 декабря 1995 года. В течение 1995 года бюджетные показатели устанавливались распоряжениями Мэра и Премьера Правительства Москвы.
В городской бюджет поступило 33 623 157 млн.руб. или 95,0% от прогноза (было недополучено 1 740 245 млн.руб.).
Неналоговые доходы в 1995 году составили 2 941 262 млн.руб. или 96,6% от прогноза (недополучение составило 102 283 млн.руб.).
Расходная часть бюджета города составила 33 780 130 млн.руб. или 97,2% от прогноза (недофинансирование статей бюджета составило 975 072 млн.руб.). Наибольшие суммы перерасходов имеют место по финансированию Городской инвестиционной программы (124,2%), бюджетным ссудам (1591,3%) и расходам на начальное и среднее образование (111,1%).
Контрольно-счетная палата Москвы на основании проведенного анализа исполнения бюджета города Москвы за 1995 год предложила:
Рекомендовать Московской городской Думе и Правительству Москвы организовать разработку Бюджетного кодекса города Москвы, который должен содержать свод экономически обоснованных правил и норм формирования, утверждения и исполнения бюджета города.
При формировании бюджета города на 1997 год учесть требования Закона города Москвы от 6 сентября 1995 года N 17 "О бюджетном процессе в Москве" в части разделения расходной части на бюджет текущих расходов и бюджет развития, выделения в расходной части бюджета объемов, предоставляемых административным округам и районам города, представления проектов (исполнения) бюджетов городских внебюджетных фондов, а также программ социально-экономического развития города.
Предложить Правительству Москвы повысить ответственность руководителей организаций - распределителей кредитов за достоверность отчетных материалов, предоставляемых Московской городской Думе и контрольным органам Москвы.
Заключение Палаты по проекту Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 1996 год" было подготовлено в соответствии с Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 6 сентября 1995 года N 17 "О бюджетном процессе в Москве" и Федеральным законом Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 228-ФЗ "О федеральном бюджете на 1996 год".
Проект бюджета города Москвы составлен на основе бюджетной классификации, установленной нормативными актами Российской Федерации в установленные сроки - 19 января 1996 года, т.е. через две недели после вступления в силу Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1996 год" (4 января 1996 года).
Налоговые и неналоговые доходы определены в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1996 год", при этом рост доходов в 1996 году по сравнению с 1995 годом составил 140,2%.
Доля налоговых и неналоговых доходов, собираемых на территории г.Москвы и зачисляемых в бюджет города в 1996 году, возросла и составляет 62,1% против 55,5% в 1995 году (оперативные сведения по фактическому поступлению).
Налоговые доходы в 1996 году составляют 88,5% доходов бюджета Москвы, что на 3,9% больше в сравнении с 1995 годом, из которых прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала возросли на 0,7% и составляют 55,7%. Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда, возросли на 0,5% и составляют 2,0% в общем объеме доходов бюджета Москвы в 1996 году.
Доля неналоговых доходов в бюджете Москвы сократилась с 8,7% в 1995 году до 5,8% в 1996 году.
С учетом повышения размера действующей ставки налога на имущество с 1,5% до 2% бюджета намечается тенденция роста доли налога на имущество с 3,6% в 1995 году до 5,2% в 1996 году, что соответствует современной практике налогообложения. Однако Палатой было отмечено, что в пояснительной записке к проекту Закона не представлены данные о том, как отразится повышение ставки налога на имущество на уменьшении поступлений в бюджет налога на прибыль.
В отчете отмечалось, что Правительством Москвы не разработан и не осуществляется механизм действенного контроля за своевременностью и правильностью внесения платежей в городской бюджет дивидендов от использования городского имущества. Реализация подобного механизма позволила бы мобилизовать в городской бюджет значительные финансовые ресурсы.
Контрольно-счетной палатой было отмечено, что оплата аренды городскими (муниципальными) организациями приводит к потере городского бюджета из-за уплаты федерального налога. В качестве рекомендаций было отмечено, что целесообразно было бы освободить от арендной платы за нежилые помещения государственные (муниципальные) предприятия и организации, финансируемые из городского бюджета, и внести соответствующие изменения в доходную и расходную части бюджета Москвы на 1996 год.
Кроме этого, с учетом меняющейся экономической обстановки в Москве и невозможности точного прогнозирования темпов инфляции за 1996 год Палата предложила включить в Закон дополнительные статьи:
Статья 9. При превышении прогнозируемого объема доходов, установленных статьей 5 настоящего Закона города Москвы, в связи с превышением прогнозного уровня инфляции ежеквартально производится индексация расходов, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона.
Статья 10. Утвердить следующий перечень защищенных текущих расходов бюджета города Москвы на 1996 год, подлежащих финансированию в полном объеме: заработная плата с учетом взносов на социальное страхование и отчислений в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; стипендии; государственные пособия, другие социальные компенсационные выплаты населению; питание; приобретение медикаментов и перевязочных средств.