Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится членами участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
После объявления председателем участковой комиссии об окончании времени голосования комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется отдельный протокол.
На основании списка граждан, имеющих право на участие в референдуме, в том числе включенных в список дополнительно, комиссия подсчитывает общее число граждан, получивших бюллетени. Эти данные заносятся в протокол.
После этого вскрываются ящики для голосования. Вначале вскрываются переносные ящики для голосования и производится подсчет находившихся в них бюллетеней.
Количество бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать количества письменных подтверждений граждан о проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносных ящиках для голосования большего количества бюллетеней, чем количество письменных подтверждений о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных ящиках для голосования, признаются недействительными по решению участковой комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.
На основании списка граждан, имеющих право на участие в референдуме, и по количеству находившихся в ящиках для голосования бюллетеней участковая комиссия устанавливает и заносит в протокол следующие данные:
- общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме, зарегистрированных по участку референдума (с учетом граждан, внесенных в список дополнительно);
- количество бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией, с учетом бюллетеней, поданных гражданами, проголосовавшими досрочно в территориальной комиссии;
- количество погашенных бюллетеней;
- общее число бюллетеней, выданных гражданам, в том числе:
- на участке референдума в день голосования;
- голосовавшим досрочно;
- голосовавшим вне помещения для голосования;
- количество бюллетеней для голосования, обнаруженных в ящиках для голосования, в том числе в переносных ящиках для голосования;
- количество бюллетеней, признанных действительными;
- количество бюллетеней, признанных недействительными;
- количество голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум;
- количество голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум.
Недействительными признаются бюллетени, изготовленные неофициально, без печати участковой или территориальной комиссий и подписи члена соответствующей комиссии с правом решающего голоса, а также бюллетени, по которым невозможно однозначно установить волеизъявление голосующего, в том числе те, в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в двух квадратах, или не проставлен ни в одном из них. В случае если участник референдума при голосовании зачеркивает одно из слов "за" или "против", такой бюллетень признается действительным. В случае сомнения в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия.
Протокол о результатах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. К первому экземпляру протокола прилагаются поступившие в участковую комиссию письменные жалобы и заявления о нарушениях настоящего Закона и принятые по ним решения. Заверенные копии жалоб, заявлений и принятых по ним решений прилагаются ко второму экземпляру протокола. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в территориальную комиссию, а второй экземпляр вместе с опечатанными бюллетенями и списком граждан, имеющих право на участие в референдуме, направляется в районную Управу, где хранится в течение 2 месяцев, а затем уничтожается, если за это время результаты референдума не были опротестованы.
В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных против каждого варианта.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования участковой комиссии, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола территориальная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее 3 членов территориальной комиссии.