Недействующий

О системе городских займов Москвы (снято с контроля) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 29.01.2002 N 79-ПП)

1. Оптимизация городской инвестиционной программы

В отличие от других регионов России, где отмечается резкий спад капитального строительства, Москва в период 1993 - 1996 гг. переживает строительный подъем. Это связано с развитием Москвы как крупнейшего финансового и делового центра России. В Москве широким фронтом идет жилищное и офисное строительство, капитальный и поддерживающий ремонт нежилых помещений за счет бюджетных и коммерческих источников финансирования.

Реализуется городская инвестиционная программа, являющаяся основой формирования планов капитального строительства. В Москве единственном городе России в течение последних лет жилищное строительство города не сокращалось и стабильно удерживалось на уровне 3 млн. кв. м ежегодно, а в 1996 году намечаемые объемы жилищного строительства увеличились до 4 млн. кв.м.

Формирование и реализация городской инвестиционной программы происходит в условиях нарастающего дефицита источников финансирования.

В то же время, основное содержание инвестиционной программы составляют проекты, не являющиеся по своей сути инвестиционными, т.е. ориентированными на непосредственное получение дохода от их реализации.

В целях реализации инвестиционной программы городскими структурами привлекаются значительные заемные ресурсы, задолженность по которым нарастает вместе с ростом размера платы за их привлечение и использование.

Все это происходит на фоне того, что в городе существует достаточное количество проектов, потенциально удовлетворяющих требованиям доходности, а также особо значимых для города. Многие из данных проектов уже реализуются городскими структурами самостоятельно вне инвестиционной программы, в пределах их возможностей. Ряд проектов не реализуется ввиду их недостаточного финансирования либо отсутствия такового.

Очевидно, что городская инвестиционная программа должна быть оптимизирована. Оптимизация инвестиционной программы может осуществляться следующим образом:

1. Необходим постепенный вывод за рамки инвестиционной программы объектов, не являющихся доходными либо особо значимыми для развития Москвы.

Реализацию и осуществление финансирования данных объектов должны принять на себя соответствующие структурные подразделения Правительства Москвы с соответствующим перераспределением расходных статей бюджета.

2. Одновременно с этим в городскую инвестиционную программу начинают включаться проекты, обладающие коммерческой эффективностью.

Для включения таких проектов производится оценка их коммерческой эффективности, а включение проекта осуществляется только при условии его окупаемости и прибыльности.

3. Финансирование инвестиционной программы постепенно смещается в сторону средств, привлекаемых путем размещения городских займов Москвы.

При этом постепенно снижается нагрузка на другие источники финансирования. Нагрузка на городской бюджет может быть сведена только к плате за обслуживание муниципального долга - за счет бюджета осуществляется только выплата процентов по обязательствам; основной долг пролонгируется в течение всего периода реализации проектов и оплачивается за счет получаемого от них дохода.

Данный комплекс мер является реальным способом устранения "неинвестиционного" характера городской инвестиционной программы и создания эффективной системы управления расходами города, включая культурную идеологию построения муниципального долга.