ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 1996 года N 337
Об итогах работы комплекса
перспективного развития города
за I квартал т.г. и задачах на II квартал 1996 г.
Правительство Москвы и коллегия Департамента строительства отмечают, что несмотря на сложную экономическую ситуацию, реализация комплекса мероприятий организационной, финансовой и социальной поддержки трудовых коллективов позволили в 1-м квартале т.г. не только сохранить, но и значительно увеличить достигнутые в 1995 году темпы жилищного строительства и строительства объектов отраслей городской инфраструктуры.
Общий обьем подрядных строительно-монтажных работ по г.Москве за январь-март 1996 года выполнен на 6351 млрд.рублей, в том числе собственными силами на 5203 млрд.рублей.
По подрядным организациям Департамента строительства соответственно 3175,6 млрд.рублей и 2350,3 млрд.рублей ( в сопоставимых ценах 100,1 и 100,2 % к уровню 1-го квартала 1995 года).
Капитальные вложения по г.Москве освоены в объеме 8614 млрд.рублей, в том числе по заказчикам Департамента строительства, включая АО "Москапстрой" - 3449,5 млрд.рублей ( в сопоставимых ценах 100 % к 1-му кварталу 1995 года).
Предприятиями строительной индустрии и промышленности стройматериалов выпущено товарной продукции на 1464,4 млрд.рублей (88,1 % к уровню 1-го квартала 1995 года) или 10 % от объема выпуска промышленной продукции в целом по г.Москве.
За январь-март введено в эксплуатацию 822,4 тыс.кв.метров общей площади в жилых домах, что на 297,2 тыс.кв.метров больше ввода 1-го квартала 1995 года.
Выполнена программа 1-го квартала т.г. по строительству объектов народного образования и здравоохранения.
Введено в эксплуатацию 2 общеобразовательные школы и 1 блок начальных классов, 3 детских сада, 7 амбулаторно-поликлинических учреждений, 2 больницы.
Осуществлен планово-предупредительный ремонт зданий площадью 72,5 тыс.кв.метров. Отремонтировано 230,3 тыс.кв.метров фасадов, 57,7 тыс.кв.метров кровель, 7,5 км теплотрасс.
Активно велись работы в центральной части города - на Манежной площади, воссоздании храма Христа Спасителя, реконструкции Государственного академического Большого театра.
Развернуты ремонтно-восстановительные работы на 118 памятниках архитектуры и истории в рамках подготовки города к проведению празднования 850-летия основания Москвы.
В соответствии с программами коммунального строительства, строительства объектов городской инженерной инфраструктуры и транспортного обслуживания введены в действие 39,3 км инженерных коммуникаций и 16,2 тыс.кв.метров дорог. Ведется реконструкция МКАД на участке от Варшавского до Рублевского шоссе, строительство линии метрополитена от станции "Волжская" до станции "Марьино", участков третьего транспортного кольца. Начата реализация программы расширенного гаражного строительства.
На строительстве и реконструкции предприятий собственной производственной базы в 1-м квартале т.г. освоено 210,7 млрд.рублей капитальный вложений, в том числе строительно-монтажные работы 96,5 млрд.рублей или 100 % к уровню соответствующего периода прошлого года.
В условиях острого дефицита финансовых ресурсов, в целях замедления темпов роста цен на строительную продукцию, намечен комплекс конкретных мер, реализация которых уже в 1996 году позволит снизить затраты на строительство городских объектов на 5 %.
Наряду с положительными результатами следует отметить ряд негативных моментов, снижающих в целом эффективность деятельности строительного комплекса.
Не удалось в полном объеме решить вопросы финансового обеспечения инвестиционной программы. Несмотря на принятые меры программа строительства остается несбалансированной с финансовыми ресурсами. Не уделяется должного внимания развитию ипотечного кредитования и вексельного обращения, широкому использованию налогового механизма - как дополнительным инструментам регулирования инвестиционной деятельности на территории города.
Не в полной мере используются возможности снижения стоимости строительства. Затянуты сроки передислокации бетонорастворных узлов в районы массовой застройки, что приводит к повышенным затратам на транспортировку товарного бетона. При разработке проектов зданий до сих пор не используется вариантное проектирование, не исследуются влияние этажности в проектах застроек крупных жилых массивов, вариации применения различных серий домов в наиболее выгодных сочетаниях. Технико-экономические обоснования таких проектов грешат поверхностными оценками. Сметная стоимость строительства объектов перегружена затратами, относимыми к "прочим работам и затратам", которые по отдельным объектам доходят до 35 % от общей стоимости строительства. Стоимость проектных работ не всегда соответствует действительным затратам труда.
Недостаточное внимание уделяется вопросам формирования цен и снижения себестоимости строительных материалов и конструкций, удельный вес которых в цене строительной продукции в настоящее время превышает 75 %.
Несмотря на проведенную за последнее время работу по упорядочению определения стоимости строительной продукции и взаиморасчетов подрядчиков и заказчиков, наблюдается устойчивая тенденция со стороны заказчиков к необоснованным переплатам за выполненные работы. Контрольными проверками объектов в 1995 году выявлено завышение стоимости строительства на сумму около 200 млрд.рублей, а в 1-м квартале текущего года - 45 млрд.рублей.
По-прежнему не удается преодолеть неритмичность ввода объектов в эксплуатацию в центральной части города.
В целях ликвидации отмеченных недостатков, повышения инвестиционной активности и реализации во втором квартале программных задач 1996 года Правительство Москвы и коллегия Департамента строительства постановляют:
По финансовому обеспечению программы строительства
1.Отметить, что предусмотренное на 1-й квартал задание по привлечению финансовых ресурсов за счет различных источников, включая средства городского и федерального бюджетов для финансирования капитальных вложений в объёме 2,7 трлн.руб., выполнено.
В целях реализации финансовой программы 1 квартала оформлено освобождений от платежей в городской бюджет, предоставлено в собственность организациям строительного комплекса жилых и нежилых помещений в качестве оплаты за выполненные работы и произведено других зачётов на общую сумму 673 млрд.руб.
2. Принять во внимание, что полученные в 1 квартале финансовые ресурсы обеспечили погашение кредиторской задолженности за 1995 год в объёме 2,3 трлн.руб. и выплату процентов за пользование кредитами в 1 квартале текущего года в сумме 257 млрд.руб.
3. Отметить, что несмотря на принятые меры по оптимизации городской программы строительства она в значительной мере остаётся несбалансированной с финансовыми ресурсами.
4. В целях обеспечения сбалансированности инвестиционной программы 1996 года с финансовыми ресурсами 1996 года:
4.1. Департаментам строительства, экономической политики и развития Москвы, АО "Москапстрой" в 2-недельный срок совместно с отраслевыми департаментами и эксплуатационными организациями провести детальную ревизию инвестиционной программы с целью сокращения ее на 1,5 трлн.рублей, в том числе:
- за счет сокращения объемов работ по развитию инженерной инфраструктуры в районах массовой застройки с целью минимизации объемов финансирования, необходимых для обеспечения ввода жилых домов - 1, 0 трлн.рублей,
- за счет сокращения объемов работ по другим разделам инвестиционной программы - 0,5 трлн.рублей,
4.2. Протокольному отделу Управления делами мэрии (Бровина Л.М.) не принимать к выпуску распорядительные документы Правительства Москвы по вопросам инвестиционно-строительной деятельности, включая распоряжения заместителей Премьера Правительства Москвы без согласования с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы.
4.3. Руководителям имущественно - земельного комплекса Толкачеву О.М., Москомзема Асцатурову В.Н. в 2- недельный срок совместно с префектурами административных округов подготовить мероприятия и обеспечить дополнительный сбор в 1996 году арендной платы за пользование земельными участками, а также за счет других земельных платежей - в объеме не менее 1,0 трлн.рублей, в том числе во 2-м квартале - 300 млрд.рублей.
4.4. Департаменту внешних связей ( Орджоникидзе И.Н.) в мае т.г. открыть долгосрочные кредитные линии зарубежных банков не менее 500 млн. долларов США под поручительство бюджета г.Москвы.
4.5. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы ( Росляк Ю.В.) обеспечить дополнительно к установленному заданию получение средств в объеме 100 млрд.рублей за счет долевого участия организаций и учреждений в строительстве объектов социальной и коммунальной инфраструктур города, в том числе во 2-м квартале - 30 млрд.рублей.
4.6. Департаменту муниципального жилья ( Сапрыкин П.В.) совместно с Департаментом строительства ( Топельсон Я.В.) и АО "Москапстрой" (Селиванов Б.В.) в 3-недельный срок подготовить и представить на утверждение Правительству Москвы мероприятия, обеспечивающие поступление в 1996 году во внебюджетный инвестиционный фонд 4600 млрд.рублей от продажи жилья.
5. Департаментам строительства ( Ресин В.И.), инженерного обеспечения (Матросов А.С.) совместно с Департаментом экономической политики и развития Москвы (Росляк Ю.В.) обеспечить выполнение комплексных мер, предусмотренных распоряжением Мэра от 26 февраля 1996 года N 88-РМ и решением коллегии Департамента строительства от 29 февраля 1996 года N 5, направленных на снижение затрат на строительство в г.Москве.
6. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы ( Росляк Ю.В.) при уточнении программы строительства жилья на 1996г. и разработке ее на последующие годы использовать нормативы удельных показателей капитальных вложений, необходимых для освоения и подготовки территории застройки и инженерной подготовки в расчёте на 1 кв.м строящегося жилья, разрабатываемыми Москомархитектурой в соответствии с Распоряжением Мэра от 26 февраля 1996 г. N 88-РМ.
7. Установить, что решения о застройке новых районов массового строительства должны приниматься Правительством Москвы на основе технико-экономических обоснований на их строительство.
8. Мосгосэкспертизе (Воронин А.Л.) по согласованию с департаментами строительства (Воронин А.И.), экономической политики и развития г.Москвы (Росляк Ю.В.) в месячный срок подготовить и представить на утверждение Положение о санкциях, применяемых к руководителям организаций заказчиков и проектных организаций за предоставление на государственную экспертизу проектов, имеющих явное завышение сметной стоимости строительства.
9. Предупредить руководителей организаций-заказчиков об их персональной ответственности за нарушение правил определения сметной стоимости строительства и расчетов за выполненные работы, установленных Правительством Москвы, и допускаемые в этой связи переплаты подрядчикам. Контрольному управлению Департамента строительства (Шарова Т.Н.) активизировать работу по проведению контрольных проверок в целях снижения затрат в строительстве.
10. Не взимать плату за аренду земли, предусмотренную распоряжением Мэра Москвы от 26.02.96 N 88-РМ на период строительства объектов городского заказа, финансируемого из городских средств.
11. Заместителю Премьера Правительства Москвы Росляку Ю.В.:
11.1. При пересмотре бюджетных показателей 2-го квартала, предусмотреть в них:
- выделение Департаменту строительства на финансирование капстроительства не менее 1500 млрд. рублей;
- выделение средств на покрытие кредитов и процентов за их использование сверх предусмотренных на реализацию инвестиционной программы за счет увеличения собираемости налогов и других бюджетных источников не менее 240 млрд. рублей.
11.2. Оформить строительным организациям и предприятиям промышленности строительных материалов в качестве оплаты выполненных работ налоговые освобождения от уплаты налогов в городской бюджет в объеме кредиторской задолженности за выполненные в 1995 году работы на строительстве объектов финансируемых их городских средств, составляющей 1582 млрд.рублей.
12. Мосстройэкономбанку (Тагирбеков К.Р.), Департаменту экономической политики и развития г.Москвы (Росляк Ю.В.) в месячный срок подготовить предложения по созданию пула из уполномоченных банков Правительства Москвы для организации льготного кредитования и финансирования жилищного строительства за счет привлечения средств населения, как основы ипотечной системы.
По обеспечению ввода во 2 квартале жилья, объектов
социального и культурно-бытового назначения
13. Принять к сведению заявление руководства Департамента строительства о том, что графиком-заданием на 2-й квартал предусмотрено ввести в эксплуатацию 787,9 тыс.кв.метров жилья, 8 общеобразовательных школ, 6 детских садов, 1 поликлинику, 1 АТС, 28,9 км инженерных коммуникаций, 23,5 тыс.кв.м дорог и ряд других объектов городской инфраструктуры.
14. Первому заместителю руководителя Департамента строительства Сухоцкому В.В. и заместителю руководителя Топельсону Я.В. совместно с префектами административных округов обеспечить координацию работ организаций строительного комплекса по выполнению графика-задания на 2-й квартал 1996 года.
15. Заместителям префектов по строительству Северо-Западного административного округа (Козлов В.А.), Юго-Западного округа (Бабенкова Л.В.), Южного округа (Жданов А.И.), Юго-Восточного округа (Желтов А.А.),Восточного округа (Зиновьев В.Т.), Северо-Восточного округа (Худошин И.Г.), Северного округа (Перфильева Н.П.), Центрального округа (Федоров С.Ю.), Западного округа (Гавричев Е.С.), г.Зеленограда (Кузин В.Ю.) установить контроль за осуществлением строительства объектов, вводимых в 2-м квартале текущего года и обеспечить координацию работ подведомственных служб по подготовке этих объектов к сдаче в эксплуатацию.
По теплоэнергетическому строительству и обеспечению ввода
городской инженерной инфраструктуры и коммунальных объектов
16. Департаменту строительства (Воронин А.И.),АО "Москапстрой" (Селиванов Б.В.) в 2 - недельный срок принять необходимые меры по обеспечению финансирования проектных, строительных и наладочных работ РТС " Малино", "Пенягино", "Косино-Жулебино", "Бутово", "Солнцево" и "Митино".
17. АО "Москапстрой" (Селиванов Б.В.) организовать работу по проектированию РТС "Курьяново" и на площадке котельной ГПЗ-1 в Люблино под план строительства указанных РТС в 1997 году.
18. Департаменту энергетики и энергосбережения (Лапир М.А.), АО "Москапстрой" ( Селиванов Б.В. ), АО "Моспромстрой"(Мороз В.В.), АО СПК "Мосэнергострой" (Матвеев Е.П.), АО "Мосэнерго" (Серебряников Н.И.) обеспечить выполнение работ по строительству: второго пускового комплекса РТС "Косино-Жулебино"; первого пускового комплекса РТС "Бутово" (Гавриково); электроподстанций -" Ново-Центральная" 220 кВ, "Таганская" 110кВ, "Зубовская" 110 кВ, - в соответствии с утвержденными графиками.
По обеспечению задела объектов ввода 1997 года
19. Департаментам экономической политики и развития г.Москвы (Росляк Ю.В.), муниципального жилья (Сапрыкин П.В.) в течение месяца сформулировать жилищную политику города на 1997 год с целью определения районов строительства жилья и объемов, подлежащих финансированию из городских о привлекаемых источников.
20. Москомархитектуре (Вавакин Л.В.), АО "Москапстрой" (Селиванов Б.В.) обеспечить вариантно-стоимостное проектирование районов застроек и отдельных зданий, исходя из затрат на городскую инженерию и применение различных конструктивных решений зданий (крупнопанельные, кирпичные, монолитные и т.д.) с учетом престижности района застройки, демографических заявок населения, наличия и перспективы развития транспортной сети и городской инфраструктуры.
По транспортному строительству, строительству дорожно-
мостовых объектов и гаражей
21. Департаменту инженерного обеспечения (Матросов А.С.), АО "Корпорация Трансстрой" (Брежнев В.А.) организовать выполнение работ, обеспечивающих ввод в эксплуатацию в 1996 году пускового комплекса протяженностью 22 км на участке от Варшавского до Рублевского шоссе.
22. Москомархитектуре (Вавакин Л.В.):
22.1. Обеспечить во 2-м квартале т.г. разработку проектно-сметной документации по участкам 3-го транспортного кольца в соответствии с утвержденным графиком.
22.2. В срок до 1 июля 1996г. завершить разработку концепции использования Малого кольца Московской железной дороги под пассажирское движение.
23. По гаражному строительству.
23.1. Префектам административных округов, департаментам транспорта и связи (Пешков А.М.), строительства (Силин В.М.), Москомархитектуре (Кузьмин А.В.), Москомзему (Асцатуров В.Н.):
- в срок до 1 июня т.г. завершить формирование поадресной программы строительства многоэтажных гаражей-стоянок на 500 тыс.машино-мест;
- обеспечить привлечение инвесторов, предоставление земельных участков и разработку проектно-сметной документации для организации строительства в 1996 году гаражей в объеме не менее 50 тыс.машино-мест.
23.2. Департаментам экономической политики и развития (Росляк Ю.В.), строительства (Силин В.М.) ускорить разработку мер стимулирования участников строительства стоянок и предложений по дополнительным источникам финансирования программы гаражного строительства.
23.3. Департаментам транспорта и связи (Пешков А.М.), строительства (Силин В.М.) обеспечить принятие необходимых мер по выполнению постановления Правительства Москвы от 18 марта 1996 года N 216.
По комплексной реконструкции массовой жилой застройки
первого периода индустриального домостроения