КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ

от 4 июня 1996 года N 49

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

от 4 июня 1996 года N 458

ПОСТАНОВЛЕНИЕ



О ходе ведения государственного
земельного кадастра в г.Москве

(с изменениями от 15 июля 1996 года)

_________________________________________________________________

Документ с изменениями внесенными:

распоряжением мэра Москвы от 15.07.96 N 83/1-РМ.

_________________________________________________________________

Правительство Москвы и Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству отмечают, что в условиях экономических преобразований в городе существенно возрастает роль государственного земельного кадастра.

В г.Москве в настоящее время созданы основы земельного кадастра, позволяющие систематизировать и вести учет городских территорий, оценку земель и регистрацию прав на землю, направленные на защиту прав землепользователей, обеспечение Правительства Москвы и его структур, других учреждений достоверной информацией о земле для осуществления земельной политики и функционирования всей экономики города.

Государственный земельный кадастр ведется Московским земельным комитетом в рамках единой для всей территории России системы, как это предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993г. N2130.

В создании государственного земельного кадастра Московским земельным комитетом осуществляется ряд крупномасштабных мероприятий:

- завершаются работы по полной инвентаризации городских земель, в ходе которой выявлено свыше 35 тыс. землепользований, проинвентаризировано 102 тыс. га - 95% территории города;

- продолжаются работы по созданию автоматизированной базы данных инвентаризации, введена информация по 22 тыс.га - 20% территории города;

- установлены границы города и административно подчиненных ему территорий, в том числе с выносом на местность 435 граничных знаков на протяжении 130 км;

- выполнено кадастровое районирование г.Москвы;

- проведена первичная регистрация 25 тыс.предприятий и организаций, имеющих право на землепользование, в том числе оформлено 10,5 тыс. договоров аренды земельных участков и гос.актов на землю;

- завершается оформление прав крупных землепользователей в городе: Московской железной дороги, Метрополитена, канала им. Москвы, спецтерриторий, ПКиО им. Горького и др.;

- начата промышленная эксплуатация автоматизированной информационной системы ведения земельного кадастра с семантической и графической электронной базой данных в объеме 25 тыс. объектов;

- введена в опытную эксплуатацию система автоматизированного контроля за поступлением арендных платежей;

- начаты работы по созданию цифровой картографической основы государственного земельного кадастра на базе методов цифровой стереофотограмметрии , не имеющие аналогов в России;

- начаты работы по регистрации залога прав аренды земли, обеспечивающего привлечение инвестиций в освоение земельных участков. Зарегистрировано 8 залоговых операций с землей на сумму более 300 млрд. рублей;

- разработан проект закона города о земельных платежах, предусматривающий выравнивание ставок земельного налога и арендных платежей с одновременным повышением ставок в среднем в 4 раза;

- продолжена практика предоставления земельных участков коммерческим структурам с выкупом прав аренды земли по рыночной стоимости на основании решений городской и окружных конкурсных комиссий;

В настоящее время площадь городских земель составляет - 1О7,1 тыс.га, в том числе: земли жилой застройки - 26,3 тыс.га, общественной застройки - 1О,8 тыс.га, общего пользования - 16,6 тыс.га, промышленной застройки - 14,6 тыс.га, транспорта, связи инженерных коммуникаций - 5,4 тыс.га и др.

Общий объем потенциальных доходов города от платного землепользования составил около 1,5 трл.рублей, в том числе в городской бюджет поступило 282 млрд.руб., во внебюджетные фонды 562 млрд.руб., и свыше 6ОО млрд.руб. составили потери за счет предоставления льгот по арендной плате и выкупу прав аренды.

Анализ состояния землепользования в г.Москве позволил выявить прежде всего:

- низкую долю оплачиваемых земель, которая составляет не более 20% от всей территории города. Из них с 25% взимается арендная плата, а с 75% - земельный налог;

- диспропорцию между устанавливаемыми городом ставками арендной платы и определяемыми федеральными органами ставками земельного налога, которые в настоящее время примерно в 4 раза ниже, а также сравнительно низкий уровень ставок арендной платы, который во многом зависит от федеральных ставок земельного налога, определяемых без учета реальной стоимости земель в г. Москве;

- большое количество землепользователей, которым предоставлены льготы по земельным платежам, согласно федеральному законодательству и городским нормативным актам;

- отсутствие механизма бесспорного взыскания земельных платежей при выявлении нарушений землепользователями сроков оплаты;

- отставание от прогнозируемого темпа перевода землепользователей из категории налогоплательщиков в категорию арендаторов;

- недостаточное целевое финансирование (авансирование) работ по созданию и ведению государственного земельного кадастра в г. Москве;

- недостаточно эффективное использование городской земельной собственности, отставание разработок и внедрения новых финансовых инструментов с использованием земельных ценных бумаг (векселей, закладных обязательств, облигаций и др.) и возможностью погашения долговых обязательств земельными участками, акциями и т.д.

Несмотря на принимаемые меры по созданию и ведению государственного земельного кадастра в г.Москве, Москомзем не в полной мере обеспечил:

- взаимодействие в информационном обмене между городскими службами, что приводит к неэффективному использованию имеющейся у них информации;

- перевод данных инвентаризации земель на машинные носители, формирование автоматизированной БД "Инвентаризация";

- своевременное оформление правоустанавливающих документов на землю;

- разработку достаточной нормативно-правовой базы в соответствии с реальными условиями землепользования в городе, в том числе из-за отсутствия разработок документов федерального уровня;

- проработку вопросов, связанных с эффективностью использования земель в промышленных зонах, выводом (перебазированием) промышленных предприятий;

- контроль за поступлением в полном объеме платежей за землю, создание эффективного механизма воздействия на неплательщиков;

- эффективный контроль за использованием земель;

- своевременный перерасчет арендной платы за землю в связи с изменением базовых ставок.

Расчеты показывают, что при устранении только отмеченных причин на городском уровне возможно обеспечить увеличение поступлений земельных платежей в 1996 г. до 1,0 трл.руб. (не учитывая продажу прав аренды земли).

Учитывая, что основой для прогнозируемого стабильного и полного поступления земельных платежей в городской бюджет, проведения эффективной земельной политики, контроля за использованием и охраной земель и окружающей среды является государственный земельный кадастр, Правительство Москвы и Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству постановляют:

1. Признать приоритетным направлением работы Москомзема и его территориальных объединений по регулированию землепользования создание и ведение государственного земельного кадастра, мониторинга, контроля за использованием и охраной земель.

2. Утвердить программы работ по созданию и ведению государственного земельного кадастра г.Москвы (приложения 1,2,3).

3. Признать целесообразным предложенное Москомземом увеличение в 1,8 раза ставок арендной платы и выравнивание с ними ставок земельного налога.

Москомзему в мае 1996 г. разработать соответствующий проект закона для внесения его в Московскую городскую Думу, предусмотрев в нем:

- утверждение ставок земельных платежей,

- ограничение числа льготных категорий землепользователей;

- дифференциацию земельных платежей по видам использования земель;

-решение вопросов взимания платежей за землю, связанных с выполнением г.Москвой столичных функций и размещением объектов федерального значения, в объеме около 850 млрд.руб.;

- выравнивание ставок арендной платы за землю для иностранных и российских юридических лиц.

- введение дополнительных оценочных зон по предложению префекта Зеленоградского административного округа.

4. Одобрить предложения Москомзема по увеличению в 1996 г. поступлений средств от земельного налога и арендных платежей в бюджет города до 1 трл.руб.

5. Поручить Департаменту экономической политики и развития г.Москвы совместно с Государственной налоговой инспекцией по г.Москве и Управлением ценовой, налоговой и тарифной политики внести в 3- месячный срок предложения в Правительство Москвы о снижении налогообложения производственной деятельности предприятий в связи с увеличением ставок земельных платежей и с целью повышения эффективности производственной деятельности.

6. Принять к сведению заявление председателя Роскомзема Комова Н.В. о выделении в 1996г. Москомзему дополнительного целевого финансирования в объеме не менее 15 млрд.руб. для создания автоматизированного государственного земельного кадастра в рамках участия Москвы в международных инвестиционных проектах и федеральных программах, согласно приложению 3.

7. Поручить первому заместителю Премьера Правительства Москвы Ресину В.И. и первому заместителю председателя Роскомзема В.В.Алакозу образовать комиссию по приемке работ по созданию государственного земельного кадастра в г.Москве, согласно утвержденному техническому заданию, в I квартале 1997 г.

8. Московскому региональному аналитическому центру с привлечением уполномоченных организаций в июле 1996 г. подготовить предложения по обеспечению защиты информации и сохранности государственной тайны при создании и использовании цифровых картографических материалов территории Москвы. В период II кв. 1996 г. - I кв. 1997 г. проанализировать деятельность организаций, выполняющих такие работы.

Межведомственной комиссии по созданию и эксплуатации общегородской информационной системы решить вопрос финансирования аренды каналов передачи данных, выделяемых для Москомзема корпорацией Комкор в системе оптоволоконной сети, в рамках и за счет городских программ.

9. Префектам административных округов предоставлять в аренду земельные участки коммерческим структурам только на основе инвестиционных контрактов по конкурсу, предусматривая в составе доли города (префектур) оплату инвесторами стоимости прав аренды земельных участков по рыночной стоимости (не ниже утвержденных мэром Москвы базовых ставок) с последующей передачей установленной части средств городу, или без инвестиционного контракта по рыночной стоимости одного кв.м недвижимости с возможностью рассрочки платежей.

10. Привлечь, начиная с 01.06.96, Московскую земельную палату к выполнению плановых заданий Москомзема по привлечению средств во внебюджетные фонды города за счет продажи прав аренды земли по поручениям Москомзема и обслуживания сделок на вторичном рынке.

С 01.01.97 возложить на Московскую земельную палату ответственность за привлечение в полном объеме средств во внебюджетные фонды города от продажи прав аренды земли.

11. Москомархитектуре по заказу Москомзема для ведения кадастровых работ и в целях реализации генерального плана разработать по отдельному графику план использования территорий города с разработкой предложений по эффективному использованию городских земель с городскими линиями регулирования застройки и, в первую очередь, промышленно-производственных зон с определением средневзвешенного проектного показателя объема планируемого строительства жилья и нежилых помещений для каждого кадастрового квартала и передать в Москомзем информацию на машинных носителях.

12. Поручить Объединению административно-технических инспекций и Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Москомархитектуры еженедельно, начиная с 01.06.96, передавать Москомзему информацию о выдаче разрешений на строительство для организации эффективного контроля за освоением и сроками возврата земельных участков.

13. Принять к сведению заявление руководителя Департамента финансов Коростелева Ю.В. о ежемесячном обеспечении финансирования работ Москомзема в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 02.11.95 N 586-РМ " О размещении счета бюджета г. Москвы для зачисления земельных платежей" на ведение земельного кадастра по программе работ, предусмотренных приложением 1.

14. Принять предложение Москомзема о передаче на безвозмездной основе подразделениям Правительства Москвы для выполнения своих функций цифровой картографической основы государственного земельного кадастра по мере ее создания.

15. Руководителям Имущественно-земельного комплекса Толкачеву О.М. и Департамента финансов Коростелеву Ю.В. засчитывать средства, недопоступившие в бюджетные и внебюджетные фонды от льготных землепользователей, освобожденных от платы за землю, согласно распоряжениям Мэра или постановлениям Правительства Москвы, в счет выполнения финансового плана Москомземом.

16. Создать межведомственную комиссию по инвентаризации принятых Правительством Москвы и его органами решений о предоставлении льгот по земельным платежам отдельным землепользователям. Утвердить состав комиссии (приложение 4). Поручить комиссии по результатам инвентаризации внести в Правительство Москвы и Московскую городскую Думу в месячный срок предложения по корректировке и отмене этих решений.

17. Обязать Москомзем:

17.1. Разработать в мае 1996г. техническое задание на создание системы государственного земельного кадастра в г.Москве с учетом обмена кадастровыми данными, защиты кадастровой информации и согласовать его в установленном порядке.

17.2. Завершить в 1996 г. полную инвентаризацию городских земель и обеспечить ввод в автоматизированную базу данных АИС материалов инвентаризации с привлечением специализированных подрядных организаций.

17.3. Обеспечить регистрацию прав на землю в городской поземельной книге в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.12.93 N 2130.

17.4. Разработать в июне 1996г.совместно с Москомархитектурой положение о присвоении и изменении кадастровых номеров земельных участков в соответствии с принципами создания автоматизированного земельного кадастра Российской Федерации.

17.5. Представить в месячный срок на утверждение Мэру Москвы и председателю Роскомзема классификатор земель города Москвы.

17.6. По результатам инвентаризации, землеустройства, кадастра и мониторингу земель, регистрации прав на землю представить Правительству Москвы в I квартале 1997г. доклад о состоянии и использовании земель города.

17.7. Совместно с Государственной налоговой инспекцией по г.Москве и Департаментом муниципального жилья разработать в IV квартале 1996г. концепцию оформления прав на землю в жилой застройке, в т.ч. при приватизации квартир.

17.8. Оформлять права на землю крупным землепользователям в городе (Московская железная дорога, Метрополитен, Канал им.Москвы и др.) на правах аренды по средневзвешенной арендной ставке для г.Москвы.

17.9. Ежемесячно представлять в Правительство Москвы данные для отмены распорядительных документов по длительно неосваиваемым участкам.

17.10. Передать во II квартале 1996г. списки арендаторов и недостающие декларации первичной регистрации прав на землю в Государственную налоговую инспекцию по г.Москве.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»