Действующий

Об итогах реализации в 1995 году соглашений о сотрудничестве Москвы со странами СНГ и Балтии и задачах по дальнейшему совершенствованию этой работы (снято с контроля)

Приложение 2
к постановлению
Правительства Москвы
от 4 июля 1996 года N 560


Информация
о положении российских соотечественников
в странах СНГ и Балтии

В системе государственной политики в отношении российских соотечественников, проживающих за рубежом, приняты важные решения:

- Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 года N 1681 "Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом";

- Постановление Правительства Российской Федерации N 1064 от 31 августа 1994 года "О мерах по поддержке соотечественников за рубежом".

Этими документами заложена фундаментальная основа поворота российского государства к нуждам и потребностям соотечественников за рубежом.

Обязательства стран СНГ, гарантирующие всем гражданам равные права и свободы, закреплены в документах:

- Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (24 сентября 1993 г.);

- Конвенция СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам ( 21 октября 1994 г.);

- Решение о создании Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам (10 февраля 1995 г.);

- Конвенция СНГ по правам и основным свободам человека (26 мая 1995 г.).

Кроме того, заключены многосторонние соглашения о сотрудничестве в области образования, науки, культуры, информации, пенсионного обеспечения, охраны здоровья населения и безвизовом передвижении. Развернутые положения о взаимных обязательствах сторон по защите прав меньшинств включены в договоры о дружбе и сотрудничестве России с рядом стран Содружества.

Несмотря на то, что законодательные акты государств Содружества по гражданству формально не носят дискриминационного характера в отношении лиц некоренной национальности, экономические трудности, нестабильность политико-экономической ситуации, проявление национализма на бытовом уровне негативно отражаются на положении русскоязычного населения. Наблюдается явная тенденция приоритетного развития коренной нации в ущерб правам и свободам национальных меньшинств в первую очередь русскоязычного населения.

Не меньшими по значимости и социально-экономическим последствиям являются нарушения имущественных прав русскоязычного населения в ходе перераспределения национальной собственности преимущественно в пользу титульной нации, а также введение всевозможных ограничений и запретов на распоряжение личной собственностью. Отмечается дискриминация по национальному признаку в области производственно-трудовой и особенно управленческой деятельности, осуществлении частного предпринимательства. Происходит резкое сужение сферы и возможностей применения русского языка. Возникают проблемы приобретения гражданства, получения образования, работы. Осуществляется информационная блокада русскоязычного населения через сокращение объемов теле- и радиовещания на русском языке, тиражей русскоязычных изданий, а также свертывания информационного обмена с Россией.

Эти проблемы и их нерешенность в рамках устоявшейся дипломатической и международно-правовой практики осложняют наши отношения с соседними государствами, требуют нетрадиционных подходов к достижению соглашений и договоренностей.

Армения. Население - 3700 тыс. человек, из них 15 тыс. русских.

После установления независимости Армении (1990-1991 гг.) большинство из россиян оказались в атмосфере недоброжелательности, а порой и нескрываемой враждебности, что способствовало их активному выезду в Россию. Сегодня оставшиеся оказались под прессом неуклонно падающего уровня жизни, связанного с параличом экономики, дороговизной, безработицей.

Новым испытанием для соотечественников стало принятие в 1993 году Закона о языке, предусматривающего перевод всего делопроизводства в госучреждениях республики на армянский язык. Закон фактически лишил русскоязычное население возможности получения образования на русском языке, т.к. почти все русские отделения в высших учебных заведений Армении были закрыты. От половины до двух третей русскоязычного населения Армении психологически готовы к эмиграции.

Азербайджан. Население - 7021 тыс. человек, из них 150 тыс. русских. Нынешнее руководство страны, занятое проблемами удержания политической власти и урегулирования карабахского конфликта, за исключением публичных заявлений о равенстве всех граждан страны, независимо от их национальности, на практике не принимает действенных мер с целью развития и адаптации к новым условиям национальных меньшинств. Несмотря на то, что на законодательном уровне нет ущемления прав русскоязычного населения по национальному признаку, имеет место проявление бытового национализма. Известно о фактах насилия и грубого обращения с лицами преклонного возраста, ветеранами войны и труда. Их обращения к местным властям зачастую наталкиваются на стену бюрократизма и волокиты.

Регулярный характер приняли задержки в выплате заработной платы и пенсий, в результате чего многие из русскоязычных лиц преклонного возраста находятся на грани выживания. В последнее время продолжает ухудшаться положение проживающих в Азербайджане россиян-пенсионеров, что связано прежде всего с крайне недостаточным размером пенсий. Продолжают иметь место случаи захвата квартир в основном в Баку.

Сокращены информационные передачи на русском языке на республиканском телевидении и радио. Подписка на российские периодические издания осуществляется только за российские рубли.

Грузия. Население - 5400 тыс. человек, из них более 200 тыс. русских (в т.ч. 40 тыс. проживает в Абхазии, 30 тыс. - в Аджарии и 2 тыс. - в Южной Осетии).

Правительство Грузии стремится проводить достаточно взвешенную национальную политику. Принятый парламентом Грузии в 1993 году закон о гражданстве не предусматривает особых цензов для приобретения грузинского гражданства. Не существует каких-либо дискриминационных ограничений для этнических россиян и в других ныне действующих законодательных актах республики.

На государственном уровне в целях сокращения миграции предпринимаются определенные организационные усилия по созданию структур, контролирующих соблюдение прав человека и национальных меньшинств.

В то же время этнические россияне чувствуют себя в Грузии дискомфортно. С молчаливого поощрения властей происходит вытеснение русских с административных должностей. Они нередко становятся жертвами бюрократического произвола, использования служебного положения, связей, денег, угроз и т.д. Особо остро стоит проблема выживания пенсионеров и ветеранов, включая бывших военнослужащих. Русскоязычное население оказалось на низшей ступени материальной обеспеченности и живет в условиях повседневного психологического давления.

Возможности для экономической деятельности, участия в малом и среднем бизнесе для лиц без гражданства и иностранных (российских) граждан в силу отсутствия финансовых средств и общей криминогенной обстановки практически отсутствуют. Все это породило большой отток русскоязычного населения из Республики Грузия.

Белоруссия. В настоящее время в республике проживает около 2 млн. человек (около 20% населения), являющихся русскоязычными, из них 1342,1 тыс.русских (13,4%).

Русскоязычное население в республике в целом чувствует себя комфортно, его права не ущемляются. Из Белоруссии практически нет миграции русскоязычного населения. Официальная государственная политика белорусского руководства свободна от русофобского уклона, за исключением некоторых националистических движений и объединений.

Идея воссоединения с Россией как в экономике, так и в некоторых других сферах превалирует в белорусском обществе. Руководство республики, большинство населения страны, профсоюзы, руководители предприятий, колхозов и совхозов, местные Советы выступают за тесную экономическую интеграцию с Россией. Укрепляется правовая база России и Белоруссии в гуманитарных областях.

Молдавия. Население - 4335 тыс.человек, из них 562 тыс. русских. Довольно болезненным является принятие молдавским парламентом законов о гражданстве (июнь 1989г.) и государственном языке (сентябрь 1989г.), которые русскоязычным населением рассматриваются как дискриминационные.