Действующий

Об итогах реализации в 1995 году соглашений о сотрудничестве Москвы со странами СНГ и Балтии и задачах по дальнейшему совершенствованию этой работы (снято с контроля)

Таблица 1

                  

Объемы поставок основных видов
продовольственных товаров (по годам в тыс.тонн) в Москву из стран СНГ и Балтии


Страна

Мясо и
мясопродукты

Масло
животное

С ы р ы

Масло
растительное

С а х а р

1993

1994

1995

1993

1994

1995

1993

1994

1995

1993

1994

1995

1993

1994

1995

Белоруссия

29,7

22,2

28,1

8,9

8,1

13,2

2,1

1,4

0,2

-

-

-

-

-

-

Казахстан

5,1

3,0

3,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Литва

10,5

0,5

2,0

2,0

0,8

3,9

2,0

0,4

1,5

-

-

-

-

-

-

Молдавия

4,2

4,5

5,7

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Узбекистан

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6,1

2,0

-

-

-

Украина

76,2

84,7

72,0

17,7

2,5

14,1

1,6

1,7

0,9

41,8

3,2

15,0

220,9

76,9

221,2

Итого

125,7

114,9

111,3

29,3

11,4

31,2

5,8

3,5

2,6

9,7

72,9

17,0

220,9

76,9

221,2


До 1995 года продовольственные товары из стран СНГ поставляло главным образом АО "Федеральная контрактная корпорация "Росконтракт" в соответствии с постановлениями Правительства РФ. Это в конечном итоге привело к сокращению прямых связей московских организаций с поставщиками из этих регионов и отрицательно повлияло на выполнение подписанных межправительственных соглашений. "Росконтракт" не обеспечивал поставки продовольствия в Москву в необходимых объемах, в связи с чем в настоящее время предпринимаются меры по восстановлению утраченных и наработке новых связей.

В этой работе принимают активное участие в том числе и торговые представители Москвы в странах СНГ и Литвы. В результате доля поставок продтоваров по прямым связям в 1995 году составила: по мясу и мясопродуктам - 90%, по маслу животному - 85%, по маслу растительному - около 40%, по сыру - 100%, по сахару - 90%.

Под особым контролем Правительства Москвы находятся вопросы развития сотрудничества с Литвой, обладающей значительными возможностями по продаже сельскохозяйственной продукции. Проблема здесь в том, что высокие таможенные тарифы и относительно высокие цены на предлагаемую продукцию вынуждают московские оптовые организации отказываться от заключения контрактов (прямых договоров) на большие партии продовольствия. Поэтому приходится ограничиваться поставками небольших партий товаров непосредственно в торговые предприятия города. Идет поиск и других форм взаимовыгодного сотрудничества.

В связи с развитием союзнических отношений между Россией и Белоруссией необходимо более подробно остановиться на поставках продовольственной продукции из Белоруссии в Москву.

С 1995 года действует бессрочное межправительственное Соглашение о сотрудничестве, для подписания которого в августе прошлого года в Минск выезжала правительственная делегация во главе с Мэром Москвы Ю.М.Лужковым. В Правительстве Москвы дважды принимались делегации Белоруссии. Специально созданными в Москве и Минске рабочими группами осуществляется непосредственный контроль за выполнением достигнутых договоренностей, в том числе и в части, касающейся Протокола по итогам минских переговоров.

Принимаются меры по расширению и укреплению прямых контактов между поставщиками и потребителями товаров и услуг. Так, на ярмарке, проведенной 18-19 января 1996 года, 32 представителя заинтересованных организаций из Минска заключили контракты с оптовыми предприятиями Москвы на поставку продовольственных и других товаров. В соответствии с межправительственным Соглашением на 1995 год государственным предприятием "Моспродконтракт" были заключены прямые договора с белорусскими организациями на поставку продовольствия в Москву.

В целом же поставки продовольственных товаров и сырья нельзя признать вполне удовлетворительными. На начало текущего года из Белоруссии в Москву поступило: мяса и мясопродуктов - 28,1 тыс.тонн (49%) к заключенным контрактам, масла животного - 13,2 тыс.тонн (100%), сыров - 0,2 тыс.тонн (8%), картофеля - 6,0 тыс.тонн (60%) и капусты - 2,1 тыс.тонн (17%). По сравнению с 1994 годом поставлено на 5,9 тыс.тонн больше мяса и мясопродуктов и на 5,1 тыс.тонн масла животного.

Часто поставки продовольствия срывались из-за отсутствия в республике необходимых ресурсов, но при этом имели место и такие случаи, как изменение поставщиками в одностороннем порядке ранее согласованных цен на продукцию. В начале июля 1995 года Минсельхозпром Белоруссии запретил вывоз мяса за пределы республики по причине сезонного прекращения забоя скота. В конце августа запретили вывоз скота и мясопродуктов. В связи с этим Ю.М.Лужков был вынужден обратиться с письмом непосредственно к Президенту А.Г.Лукашенко.

Департаментом продовольственных ресурсов принимались целенаправленные меры по улучшению сложившегося положения. Так, для обеспечения надежного финансирования заключенных контрактов с белорусскими поставщиками некоторым хладокомбинатам были открыты специальные корреспондентские счета, на которые перечислялись целевые кредитные суммы. В Минск неоднократно выезжали делегации московских организаций для устранения возникавших разногласий.

В странах Содружества, как и в большинстве регионов России, ощущается отсутствие необходимых ресурсов вследствие продолжающегося падения производства сельскохозяйственной продукции. Не выполняются договоренности по созданию совместных предприятий по производству продовольственных товаров. Причина кроется в отсутствии достаточных финансовых ресурсов у заинтересованных инстанций. Поэтому дело дальше намерений не идет.

Ведется работа по рекламе услуг, предоставляемых ГП "Московский продовольственный ярмарочный центр" ("Моспродярмарка"), а также по доведению до субъектов хозяйствования в странах СНГ информации о возможностях предприятий промышленности Москвы по товарообменным операциям. В 1995 году Центр проводил широкую рекламную работу в средствах массовой информации и на московских и российских ярмарках, связанную с его возможностями в организации обменных поставок. Для пропаганды Московского городского обменного фонда Центр совместно с АО ТПК "Продмаркет" открыл в Москве на ул.Варварка Демонстрационный зал с постоянно обновляемой экспозицией.

Объемы поставок продтоваров в страны СНГ и Балтии приведены в табл.2.

Анализ работы по реализации соглашений и ее результатов в 1995 году подтверждает:

- заинтересованность стран СНГ в сотрудничестве с Москвой;

- доминирующим фактором в вопросе по закупкам продовольствия остается состояние агропромышленного комплекса стран СНГ;

- конкурентоспособность товаров на продовольственных рынках стран Содружества определяет объемы их закупок для нужд Москвы;

- необходимость совершенствования форм и методов сотрудничества на экономической основе и их адекватности уровню развития рыночных отношений.

В вопросах межрегионального сотрудничества со странами СНГ Москва придерживается принципиальной позиции: закупать продовольствие по доступным ценам в первую очередь на российском рынке и в странах Содружества, и только потом - в дальнем зарубежье.

Основными направлениями деятельности Правительства Москвы в развитии торгово-экономических отношений со странами СНГ должны стать: отработка внешнеторговых связей с учетом новых форм хозяйствования в условиях рыночной экономики; применение расчетной валюты и приемлемых форм расчетов; участие в создании Таможенного и Платежного союзов.

Департамент промышленности активно использует потенциал сотрудничества со странами СНГ. Разработан и постоянно обновляется перечень производимых московскими предприятиями товаров, прилагаемый к каждому из соглашений для продвижения московской продукции на рынках СНГ и Балтии. Аналогичные перечни представляются партнерами.