Таблица 1
Объемы поставок основных видов
продовольственных товаров (по годам в тыс.тонн) в Москву из стран СНГ и Балтии
| Мясо и | Масло | С ы р ы | Масло | С а х а р | ||||||||||
1993 | 1994 | 1995 | 1993 | 1994 | 1995 | 1993 | 1994 | 1995 | 1993 | 1994 | 1995 | 1993 | 1994 | 1995 | |
Белоруссия | 29,7 | 22,2 | 28,1 | 8,9 | 8,1 | 13,2 | 2,1 | 1,4 | 0,2 | - | - | - | - | - | - |
Казахстан | 5,1 | 3,0 | 3,5 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Литва | 10,5 | 0,5 | 2,0 | 2,0 | 0,8 | 3,9 | 2,0 | 0,4 | 1,5 | - | - | - | - | - | - |
Молдавия | 4,2 | 4,5 | 5,7 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Узбекистан | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 6,1 | 2,0 | - | - | - |
Украина | 76,2 | 84,7 | 72,0 | 17,7 | 2,5 | 14,1 | 1,6 | 1,7 | 0,9 | 41,8 | 3,2 | 15,0 | 220,9 | 76,9 | 221,2 |
Итого | 125,7 | 114,9 | 111,3 | 29,3 | 11,4 | 31,2 | 5,8 | 3,5 | 2,6 | 9,7 | 72,9 | 17,0 | 220,9 | 76,9 | 221,2 |
До 1995 года продовольственные товары из стран СНГ поставляло главным образом АО "Федеральная контрактная корпорация "Росконтракт" в соответствии с постановлениями Правительства РФ. Это в конечном итоге привело к сокращению прямых связей московских организаций с поставщиками из этих регионов и отрицательно повлияло на выполнение подписанных межправительственных соглашений. "Росконтракт" не обеспечивал поставки продовольствия в Москву в необходимых объемах, в связи с чем в настоящее время предпринимаются меры по восстановлению утраченных и наработке новых связей.
В этой работе принимают активное участие в том числе и торговые представители Москвы в странах СНГ и Литвы. В результате доля поставок продтоваров по прямым связям в 1995 году составила: по мясу и мясопродуктам - 90%, по маслу животному - 85%, по маслу растительному - около 40%, по сыру - 100%, по сахару - 90%.
Под особым контролем Правительства Москвы находятся вопросы развития сотрудничества с Литвой, обладающей значительными возможностями по продаже сельскохозяйственной продукции. Проблема здесь в том, что высокие таможенные тарифы и относительно высокие цены на предлагаемую продукцию вынуждают московские оптовые организации отказываться от заключения контрактов (прямых договоров) на большие партии продовольствия. Поэтому приходится ограничиваться поставками небольших партий товаров непосредственно в торговые предприятия города. Идет поиск и других форм взаимовыгодного сотрудничества.
В связи с развитием союзнических отношений между Россией и Белоруссией необходимо более подробно остановиться на поставках продовольственной продукции из Белоруссии в Москву.
С 1995 года действует бессрочное межправительственное Соглашение о сотрудничестве, для подписания которого в августе прошлого года в Минск выезжала правительственная делегация во главе с Мэром Москвы Ю.М.Лужковым. В Правительстве Москвы дважды принимались делегации Белоруссии. Специально созданными в Москве и Минске рабочими группами осуществляется непосредственный контроль за выполнением достигнутых договоренностей, в том числе и в части, касающейся Протокола по итогам минских переговоров.
Принимаются меры по расширению и укреплению прямых контактов между поставщиками и потребителями товаров и услуг. Так, на ярмарке, проведенной 18-19 января 1996 года, 32 представителя заинтересованных организаций из Минска заключили контракты с оптовыми предприятиями Москвы на поставку продовольственных и других товаров. В соответствии с межправительственным Соглашением на 1995 год государственным предприятием "Моспродконтракт" были заключены прямые договора с белорусскими организациями на поставку продовольствия в Москву.
В целом же поставки продовольственных товаров и сырья нельзя признать вполне удовлетворительными. На начало текущего года из Белоруссии в Москву поступило: мяса и мясопродуктов - 28,1 тыс.тонн (49%) к заключенным контрактам, масла животного - 13,2 тыс.тонн (100%), сыров - 0,2 тыс.тонн (8%), картофеля - 6,0 тыс.тонн (60%) и капусты - 2,1 тыс.тонн (17%). По сравнению с 1994 годом поставлено на 5,9 тыс.тонн больше мяса и мясопродуктов и на 5,1 тыс.тонн масла животного.
Часто поставки продовольствия срывались из-за отсутствия в республике необходимых ресурсов, но при этом имели место и такие случаи, как изменение поставщиками в одностороннем порядке ранее согласованных цен на продукцию. В начале июля 1995 года Минсельхозпром Белоруссии запретил вывоз мяса за пределы республики по причине сезонного прекращения забоя скота. В конце августа запретили вывоз скота и мясопродуктов. В связи с этим Ю.М.Лужков был вынужден обратиться с письмом непосредственно к Президенту А.Г.Лукашенко.
Департаментом продовольственных ресурсов принимались целенаправленные меры по улучшению сложившегося положения. Так, для обеспечения надежного финансирования заключенных контрактов с белорусскими поставщиками некоторым хладокомбинатам были открыты специальные корреспондентские счета, на которые перечислялись целевые кредитные суммы. В Минск неоднократно выезжали делегации московских организаций для устранения возникавших разногласий.
В странах Содружества, как и в большинстве регионов России, ощущается отсутствие необходимых ресурсов вследствие продолжающегося падения производства сельскохозяйственной продукции. Не выполняются договоренности по созданию совместных предприятий по производству продовольственных товаров. Причина кроется в отсутствии достаточных финансовых ресурсов у заинтересованных инстанций. Поэтому дело дальше намерений не идет.
Ведется работа по рекламе услуг, предоставляемых ГП "Московский продовольственный ярмарочный центр" ("Моспродярмарка"), а также по доведению до субъектов хозяйствования в странах СНГ информации о возможностях предприятий промышленности Москвы по товарообменным операциям. В 1995 году Центр проводил широкую рекламную работу в средствах массовой информации и на московских и российских ярмарках, связанную с его возможностями в организации обменных поставок. Для пропаганды Московского городского обменного фонда Центр совместно с АО ТПК "Продмаркет" открыл в Москве на ул.Варварка Демонстрационный зал с постоянно обновляемой экспозицией.
Объемы поставок продтоваров в страны СНГ и Балтии приведены в табл.2.
Анализ работы по реализации соглашений и ее результатов в 1995 году подтверждает:
- заинтересованность стран СНГ в сотрудничестве с Москвой;
- доминирующим фактором в вопросе по закупкам продовольствия остается состояние агропромышленного комплекса стран СНГ;
- конкурентоспособность товаров на продовольственных рынках стран Содружества определяет объемы их закупок для нужд Москвы;
- необходимость совершенствования форм и методов сотрудничества на экономической основе и их адекватности уровню развития рыночных отношений.
В вопросах межрегионального сотрудничества со странами СНГ Москва придерживается принципиальной позиции: закупать продовольствие по доступным ценам в первую очередь на российском рынке и в странах Содружества, и только потом - в дальнем зарубежье.
Основными направлениями деятельности Правительства Москвы в развитии торгово-экономических отношений со странами СНГ должны стать: отработка внешнеторговых связей с учетом новых форм хозяйствования в условиях рыночной экономики; применение расчетной валюты и приемлемых форм расчетов; участие в создании Таможенного и Платежного союзов.
Департамент промышленности активно использует потенциал сотрудничества со странами СНГ. Разработан и постоянно обновляется перечень производимых московскими предприятиями товаров, прилагаемый к каждому из соглашений для продвижения московской продукции на рынках СНГ и Балтии. Аналогичные перечни представляются партнерами.