Приложение 1
к постановлению
Правительства Москвы
от 4 июля 1996 года N 560
Информация
о сотрудничестве Москвы со странами СНГ и Балтии,
их столицами и отдельными регионами в торгово-экономической,
научно-технической и культурной областях в 1995 году
Развитие и укрепление разносторонних отношений со странами-участницами Содружества Независимых Государств является одним из важнейших направлений деятельности Правительства Москвы.
Основы тесной экономической интеграции в рамках Содружества заложил Договор о создании Экономического союза, подписанный на Московской встрече глав государств и правительств 24 сентября 1993 года. В настоящее время в нем участвуют все государства СНГ (Украина - в качестве ассоциированного члена).
Специфика интеграционных процессов состоит в том, что они могут происходить на разных уровнях, когда отдельные государства пойдут гораздо быстрее других по пути объединения своих экономик, создания наднациональных структур, которым будет делегирована часть суверенитета.
Неодинаковая степень готовности стран СНГ к интеграции предопределяет разноскоростное и разноформатное движение на этом пути. Россия как страна с более продвинутыми демократическими достижениями на самом деле должна и может быть интеграционным локомотивом для стран СНГ, которые должны обеспечивать цивилизованное равноправное партнерство, а не партнерство ведущего и ведомого.
В связи с подписанием 29 марта 1996 года "Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях" и "Договора об образовании Сообщества" между Россией и Белоруссией (подписан 2 апреля 1996 года) открываются новые аспекты и направления в организации сотрудничества.
Безусловный приоритет в двусторонних отношениях должен быть отдан Белоруссии, которая на добровольной основе пошла на образование глубоко интегрированного политически и экономически Сообщества с Россией с общими наднациональными структурами в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов двух стран. Глубоко символично, что именно Россия и Белоруссия первыми сделали реальные шаги навстречу друг другу. Два государства имеют единые славянские и культурологические корни, общую многовековую историю и взаимосвязанные экономические основы.
В четко обозначившейся многоярусной структуре новых отношений и взаимодействия стран СНГ сотрудничество с Казахстаном и Киргизией в экономической и гуманитарной областях следует отнести ко второму уровню приоритетности. Он не менее важен, чем первый, поскольку объединяет народы разной веры и культуры.
Однако ни российско-белорусское Сообщество, ни четырехсторонний Договор не означают обособления внутри СНГ. Эти соглашения пока не могут служить типовыми моделями, приемлемыми для других стран Содружества, так как еще не выработаны конкретные механизмы их реализации.
Третьим по значимости должен стать уровень отношений со всеми остальными странами Содружества, которые пока неспособны к более быстрому продвижению по интеграционному пути, не готовы к более глубокому объединению своих экономик со странами "передовой группы", не могут принять на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из четырехстороннего Договора.
По-прежнему сложными остаются отношения с Украиной, крайне негативно отреагировавшей на вышеназванные договоры, хотя она и является основным партнером России в области торгово-экономического сотрудничества.
В настоящее время общеэкономическая ситуация в странах Содружества и Балтии остается сложной. Это связано прежде всего с продолжением экономического кризиса, разрывом прежних межреспубликанских хозяйственных связей, различной степенью адаптации стран Содружества к самостоятельному развитию в рыночных условиях, а в ряде стран - и с вооруженными конфликтами на их территориях.
Вместе с тем, в 1995 году в большинстве стран СНГ появилась тенденция к стабилизации экономической ситуации. По сравнению с 1994 годом замедлились темпы спада производства, снизилась инфляция, уменьшился уровень дефицита государственного бюджета в исчислении к валовому внутреннему продукту, в ряде стран стабилизировались или даже возросли реальные доходы населения, оживился потребительский рынок.
Так, спад производства валового внутреннего продукта по странам-участницам СНГ составил (в процентах по годам):
Страна | 1994 год | 1995 год |
Азербайджан | 22 | 17 |
Армения | прирост на 5 проц. | |
Белоруссия | 16 | 10 |
Грузия | 30 | 10 |
Казахстан | 25 | 9 |
Киргизия | 20 | 6 |
Молдавия | 31 | 3 |
Россия | 13 | 4 |
Туркмения | 25 | 10 |
Узбекистан | 4 | 1 |
Украина | 23 | 12 |
Во всех странах Содружества, за исключением Таджикистана, наблюдается значительное снижение инфляции, при этом ее среднемесячный уровень в 1995 году составил:
Страна | Уровень инфляции (в проц.) |
Азербайджан | 4-6 |
Армения | 2,3 |
Белоруссия | 9 -11 |
Грузия | 3,7 |
Казахстан | 4 - 6 |
Киргизия | 2,3 |
Молдавия | 1,8 |
Россия | 7 |
Таджикистан | 21 - 27 |
Туркмения | 21 - 27 |
Узбекистан | 4 - 6 |
Украина | 9 - 11 |
Для покрытия дефицита бюджета все в большей степени используются внешние кредиты, а в отдельных странах - внутренние неэмиссионные источники (выпуск государственных ценных бумаг, расширение экспорта).
Дефицит государственного (консолидированного) бюджета на уровне 2,6-4,1% ВВП составляет в Белоруссии, Узбекистане, Молдавии, России, Казахстане; 5-7% - на Украине, в Таджикистане, Грузии и Азербайджане; 8-10% - в Армении, Туркменистане; 12% - в Киргизии.
Повысились реальные доходы населения в Армении, Молдавии, Грузии, Казахстане. В остальных странах СНГ спад реальных доходов по сравнению с 1994 годом замедлился, но продолжает оставаться значительным. Так, в Таджикистане их снижение составило 64%, Туркменистане - 44%, Белоруссии - 22%, Азербайджане - 16%, России и Киргизии - 13%.
В принятых странами Содружества на 1996 и последующие годы приоритетными направлениями признаны: стабилизация производства с созданием условий для его последующего роста; упорядочение кредитно-финансовой системы; повышение жизненного уровня населения.
В 1995 году в ряде стран СНГ принимались меры по стабилизации курса национальных валют по отношению к доллару США и его повышению по отношению к рублю, что свидетельствует об усилении ориентации денежно-кредитных систем этих стран на конвертируемые валюты.
Товарооборот России со станами Содружества (по организованной торговле) составил в 1995 году около 27 млрд. долларов США и возрос по сравнению с 1994 годом почти на 10% (по стоимости). Экспорт из России в страны СНГ уменьшился до 13,5 млрд.долларов (на 4,3%) по сравнению с 1994 годом - в основном за счет снижения поставок топливно-энергетических ресурсов и машиностроительной продукции. Импорт в Россию составил 13,3 млрд.долларов и превысил уровень 1994 года на 29% при опережающих темпах прироста поставок продовольствия и металлургической продукции.