Финансирование программы создания оптовых рынков целесообразно организовывать по трем основным направлениям:
- федеральные и муниципальные средства;
- средства иностранных организаций и учреждений;
- средства потенциальных отечественных инвесторов.
При этом необходимо подчеркнуть, что средства, выделяемые из московского бюджета, будут оставаться лишь одним из таких источников, не покрывая всех потребностей финансирования программы.
Для более корректного рассмотрения этого вопроса необходимо разделить весь объем потенциального финансирования программы на две части:
- консультационно-техническая проработка концепции и конкретных направлений реализации;
- участие потенциальных инвесторов в программе создания системы оптовых рынков.
По линии технического содействия в рамках программы Европейского союза ТАСИС в течение 1996-1997 годов Московское правительство сможет получить техническую помощь для реализации программы развития оптовых продовольственных рынков на сумму 400 700 тыс. долларов США.
С целью привлечения кредитов Всемирного банка для проработки вопросов создания оптовых рынков в Москве можно включиться в программу, реализуемую Национальным фондом подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК). В настоящее время этот фонд является основным каналом распределения технических кредитов Всемирного банка, предоставленных правительству РФ.
Всех потенциальных инвесторов можно разделить по степени важности, масштабу потенциальной вовлеченности в программу и финансовым возможностям на несколько групп.
Первую и наиболее важную группу инвесторов составляют правительства Москвы, Московской области и Российской Федерации. Именно на них лягут основные финансовые затраты и организационная работа по реализации программы создания системы оптовых продовольственных рынков.
Ко второй группе можно отнести Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. В том случае, если правительству РФ удастся до конца 90-х годов договориться со Всемирным банком о продлении и развитии программ поддержки реформ в области сельского хозяйства АРИС и землепользования ЛАРИС (условное название новой программы АРИД), правительства Москвы и Московской области могли бы рассчитывать на существенную часть выделяемых кредитов.
Третью группу инвесторов могли бы составить иностранные государственные и частные организации. Здесь существенную роль должны сыграть те фирмы и компании, которые уже принимали участие в международных и двухсторонних проектах, связанных с развитием системы торговли в Москве и Московской области.
В четвертую группу инвесторов могли бы войти российские банки и финансово-промышленные группы. Это особенно актуальным становится уже сейчас, когда ряд банков в ходе постваучерной приватизации получил контрольный пакет акций предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, а также торговли.