Функционирование оптовых рынков, как отмечалось выше, обеспечивается рядом служб, важнейшими из которых являются транспортное обслуживание, информационное обеспечение, сертификация и контроль качества продукции.
Концепция системы транспортного обслуживания оптовых продовольственных рынков Москвы основывается на так называемом логистическом подходе, который рассматривает систему поставок товаров комплексно, с учетом не только транспортной составляющей, но также и всех затрат и временных факторов процесса доставки продукции до конечного потребителя (покупателя).
Зарубежный опыт показывает, что размещение крупных оптовых продовольственных рынков в ряде случаев проектируется с учетом близости к крупным терминальным комплексам. Учет этого фактора в условиях ограничения движения большегрузных автомобилей по территории Москвы позволит резко снизить транспортные издержки по доставке грузов (особенно при смешанных перевозках), рационально развивать дорожную инфраструктуру, снизить экологический ущерб от вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, который в настоящее время в Москве существенен.
Разрабатываемая в настоящее время по инициативе правительства Москвы, Администрации Московской области и Министерства транспорта Российской Федерации комплексная программа "Московский терминал" предусматривает создание в Московском регионе (город Москва и Московская область) системы комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей транспортных услуг на основе терминальной технологии, предусматривающей преимущественную обработку входящих и выходящих из Московского региона потоков грузов через автомобильные и мультимодальные терминалы.
При создании и развитии сети оптовых продовольственных рынков планирование и целенаправленная разработка единого информационного обеспечения должны стать одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешную реализацию проекта в целом.
Можно выделить два направления информатизации. Цель первого из них - обеспечение собственной деятельности (скажем, для рынка поддержка служб регистрации клиентов, размещения, сертификации, бухгалтерии и т.д.). Цель второго - обеспечение сбора, хранения, передачи и использования собственно рыночной информации (данных о спросе, предложении, ценах, качестве, запасах товаров, биржевых ценах, курсах валют, нормативной базе и т.д.).
В качестве основных групп пользователей Единой Информационной Системы "МОСПРОДОПТ" рассматриваются:
- правительство Москвы;
- АО "Московская оптовая продовольственная система";
- администрации оптовых продовольственных рынков;
- продавцы оптовых партий продовольственных товаров;
- покупатели оптовых партий продовольственных товаров;
- иные организации и лица, действующие на Московском оптовом продовольственном рынке.
Важное место в системе оптовых рынков отводится системе сертификации и контроля качества продукции. Предположительно, система контроля качества будет работать в следующих режимах:
- "прямой реализации" - экспертиза сопроводительных документов с определением их соответствия установленным требованиям, дающим право на реализацию, и идентификация продукции установленным в сопроводительных документах требованиям;
- "отложенной реализации" - при которой, с согласия заказчика, проводятся испытания продукции на соответствие обязательным требованиям с целью получения необходимых документов, дающих право на реализацию продукции. При этом, владельцу должна быть предоставлена возможность хранения продукции при соответствующих условиях и режимах до принятия решения о реализации продукции;
- "добровольной экспертизы" - предоставление дополнительной экспертизы документов или дополнительных испытаний показателей качества продукции.