Ежегодный объем капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности составляет около 3,5 трлн. рублей, из них около 1 трлн. рублей - инвестиции в объекты федеральной собственности. При этом указанных средств недостаточно для финансового обеспечения в полном объеме строительства новых объектов капитального строительства.
За последние годы наблюдается рекордно низкий объем ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу. В то же время объем незавершенных объектов капитального строительства продолжает расти. По состоянию на 1 января 2022 г. сумма вложений в незавершенные объекты капитального строительства оценивается в 5 трлн. рублей.
В целях исправления сложившейся ситуации введена практика опережающего финансирования и гибкого перераспределения бюджетных средств, направленная на скорейшую достройку приоритетных объектов капитального строительства, сокращение количества незавершенных объектов капитального строительства.
Вызовами являются:
ежегодный дефицит и неравномерность финансирования строительства объектов капитального строительства, усложняющие достижение результатов, установленных документами стратегического планирования Российской Федерации;
разбалансированность федеральной адресной инвестиционной программы, принятие решений о строительстве новых объектов до окончания строительства ранее начатых и приоритетных объектов капитального строительства;
отсутствие единого порядка по управлению капитальными вложениями, обеспечивающего реализацию простого и понятного механизма управления капитальными вложениями.
Задачами являются:
оптимизация процедур (в том числе с исключением избыточных) принятия решений об осуществлении капитальных вложений и включения объектов капитального строительства в федеральную адресную инвестиционную программу;
упрощение порядка согласования перечня объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются за счет средств федерального бюджета, сокращение сроков и исключение излишних согласований;
увеличение объемов строительства объектов современной инфраструктуры, необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан.
Предусмотрены следующие мероприятия:
пересмотр нормативной правовой базы в целях сокращения инвестиционно-строительного цикла и повышения эффективности управления капитальными вложениями;
переход к среднесрочному планированию капитальных вложений, осуществляемых с привлечением средств федерального бюджета, на основании комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство";
повышение качества и сокращение сроков проектирования и экспертизы объектов капитального строительства;
цифровизация процедур, применяемых при управлении государственными капитальными вложениями;
расширение механизмов опережающего строительства и досрочного ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию;
увеличение объема ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства;
формирование и ведение федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, а также реализация мероприятий по сокращению количества таких объектов.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
сформирована нормативная правовая база, позволяющая сократить сроки и упростить процедуры планирования, финансирования и строительства объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются за счет средств федерального бюджета;
применяемые механизмы финансирования позволяют исключить дефицит и неравномерность осуществления расходов на строительство объектов капитального строительства;
объем ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства увеличен не менее чем в 1,5 раза;
сокращено количество незавершенных объектов капитального строительства, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства.