Действующий

О Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

IX. Климатическая повестка в отрасли строительства и жилищно-коммунальном хозяйстве


Изменение климата в Российской Федерации характеризуется ростом среднегодовых температур во всех физико-географических регионах и федеральных округах. Годовые суммы осадков возросли на Европейской территории и в Центральной Сибири. По данным спутниковых наблюдений, площадь снежного покрова в переходные сезоны года уменьшается.

По данным Всемирного банка, ежегодный ущерб от воздействия опасных гидрометеорологических явлений в России составляет 30-60 млрд. рублей (не менее 0,05 процента валового внутреннего продукта). Поэтому адаптация к последствиям изменения климата и противодействие климатическим изменениям являются приоритетными задачами для российской экономики в целом.

Центральное место в рамках реализации климатической политики занимает энергоэффективность зданий, которые используют около 40 процентов всей потребляемой первичной энергии, 67 процентов всего электричества, 40 процентов всего сырья и 14 процентов всех запасов питьевой воды, а также производят 35 процентов всех выбросов углекислого газа. Снижение энергопотребления и повышение энергетической эффективности объектов капитального строительства являются одними из важных задач развития отрасли.

В современном мире большое внимание уделяется проблемам рационального использования энергетических ресурсов и снижения негативного воздействия на окружающую среду при их использовании.

По данным Национального доклада о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за 1990-2020 годы, общий объем выбросов парниковых газов в Российской Федерации в 2020 году составил 2051,4 млн. тонн СО2-эквивалента. Совокупная доля вклада предприятий отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства в формирование углеродного следа Российской Федерации составляет 441 млн. тонн СО2-эквивалента, или около 21 процента общенационального баланса выбросов парниковых газов.

В Российской Федерации большая часть жилого фонда не соответствует современным требованиям по энергоэффективности, а энергетическая автономность строящихся зданий зачастую невозможна.

Комплексная реализация мероприятий по обеспечению энергетической эффективности позволит снизить потребность в объемах выработки энергии, что, в свою очередь, будет способствовать сокращению объемов выбросов парниковых газов и снижению углеродного следа объектов строительства.