Институт государственного строительного надзора представляет собой один из элементов обеспечения безопасности строительства.
Согласно статистике за 2017-2019 годы произошло 77 аварий и обрушений в процессе строительства, при этом из 10 крупных аварий 5 аварий произошли из-за отступления от проектной документации, 3 аварии - из-за применения некачественных материалов, 1 авария - из-за неправильной установки оборудования, то есть при строительстве, реконструкции 9 объектов капитального строительства некачественно был проведен строительный контроль.
В связи с этим при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте отдельных объектов капитального строительства с привлечением средств федерального бюджета строительный контроль проводится специализированными федеральными учреждениями.
Вызовами являются:
высокая степень участия надзорных органов в реализации проектов строительства;
в подавляющем большинстве низкое качество проведения строительного контроля, в том числе в связи с отсутствием четких требований к лицам, проводящим строительный контроль, и их размытой ответственностью;
предмет государственного строительного надзора и предмет строительного контроля дублируют друг друга, при этом государственный строительный надзор в отличие от строительного контроля не может обеспечить постоянное наблюдение за ходом строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
отсутствие оперативного взаимодействия органов государственного строительного надзора с контролируемыми лицами.
Задачами являются:
снижение административной нагрузки на застройщиков;
повышение качества и установление ответственности строительного контроля;
построение вертикали органов государственного строительного надзора;
цифровизация государственного строительного надзора и строительного контроля.
Предусмотрены следующие мероприятия:
уточнение предмета государственного строительного надзора, установление единых требований к организации и проведению надзорных мероприятий, оптимизация процедур надзора;
сокращение количества объектов капитального строительства, в отношении которых проводится экспертиза проектной документации и осуществляется государственный строительный надзор;
формирование эффективного механизма соразмерной ответственности организаций, оказывающих услуги строительного контроля по договору с застройщиками (техническими заказчиками);
в пилотном режиме введение аттестации лиц, проводящих строительный контроль, с одновременным исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с программой проверок и корректировкой предмета государственного строительного надзора в части исключения проверки работ, строительных материалов и результатов работ на предмет соответствия требованиям проектной документации (с проработкой возможности введения общесистемного регулирования). При этом в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов сохраняется действующая модель осуществления государственного строительного надзора;
создание системы специализированных учреждений для проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства с привлечением средств бюджетов бюджетной системы различного уровня;
создание условий для взаимодействия всех контролируемых лиц и органов государственного строительного надзора посредством единого информационного пространства строительного надзора.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
снижена административная нагрузка на застройщиков при сохранении уровня безопасности строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;
сокращено количество объектов, в отношении которых проводится государственный строительный надзор;
установлены требования к лицам, проводящим строительный контроль, в рамках предлагаемой аттестации в целях реализации пилотного проекта, а также их ответственность;
обеспечена возможность обмена документов при осуществлении государственного строительного надзора в электронном виде.