Действующий

О Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

Строительный контроль и государственный строительный надзор


Институт государственного строительного надзора представляет собой один из элементов обеспечения безопасности строительства.

Согласно статистике за 2017-2019 годы произошло 77 аварий и обрушений в процессе строительства, при этом из 10 крупных аварий 5 аварий произошли из-за отступления от проектной документации, 3 аварии - из-за применения некачественных материалов, 1 авария - из-за неправильной установки оборудования, то есть при строительстве, реконструкции 9 объектов капитального строительства некачественно был проведен строительный контроль.

В связи с этим при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте отдельных объектов капитального строительства с привлечением средств федерального бюджета строительный контроль проводится специализированными федеральными учреждениями.

Вызовами являются:

высокая степень участия надзорных органов в реализации проектов строительства;

в подавляющем большинстве низкое качество проведения строительного контроля, в том числе в связи с отсутствием четких требований к лицам, проводящим строительный контроль, и их размытой ответственностью;

предмет государственного строительного надзора и предмет строительного контроля дублируют друг друга, при этом государственный строительный надзор в отличие от строительного контроля не может обеспечить постоянное наблюдение за ходом строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

отсутствие оперативного взаимодействия органов государственного строительного надзора с контролируемыми лицами.

Задачами являются:

снижение административной нагрузки на застройщиков;

повышение качества и установление ответственности строительного контроля;

построение вертикали органов государственного строительного надзора;

цифровизация государственного строительного надзора и строительного контроля.

Предусмотрены следующие мероприятия:

уточнение предмета государственного строительного надзора, установление единых требований к организации и проведению надзорных мероприятий, оптимизация процедур надзора;

сокращение количества объектов капитального строительства, в отношении которых проводится экспертиза проектной документации и осуществляется государственный строительный надзор;

формирование эффективного механизма соразмерной ответственности организаций, оказывающих услуги строительного контроля по договору с застройщиками (техническими заказчиками);

в пилотном режиме введение аттестации лиц, проводящих строительный контроль, с одновременным исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с программой проверок и корректировкой предмета государственного строительного надзора в части исключения проверки работ, строительных материалов и результатов работ на предмет соответствия требованиям проектной документации (с проработкой возможности введения общесистемного регулирования). При этом в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов сохраняется действующая модель осуществления государственного строительного надзора;

создание системы специализированных учреждений для проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства с привлечением средств бюджетов бюджетной системы различного уровня;

создание условий для взаимодействия всех контролируемых лиц и органов государственного строительного надзора посредством единого информационного пространства строительного надзора.

Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

снижена административная нагрузка на застройщиков при сохранении уровня безопасности строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;

сокращено количество объектов, в отношении которых проводится государственный строительный надзор;

установлены требования к лицам, проводящим строительный контроль, в рамках предлагаемой аттестации в целях реализации пилотного проекта, а также их ответственность;

обеспечена возможность обмена документов при осуществлении государственного строительного надзора в электронном виде.