Действующий

О Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

Новые подходы к поддержке жилищного строительства в регионах


Опыт реализации текущих программ государственной поддержки жилищного строительства свидетельствует о том, что их применение без учета фактической ситуации в регионах может привести к нарушению баланса спроса и предложения и снижению объемов строящегося жилья либо его доступности.

Для получения наибольшего эффекта предлагается распределить субъекты Российской Федерации по 5 основным кластерам рынка жилья для последующего применения в субъектах Российской Федерации соответствующих мер поддержки жилищного строительства.

Кластер 1 "Динамичные" - высокий приток и темпы роста населения при больших объемах ввода жилья, не покрывающих спроса и приводящих к низкой доступности жилья.

Кластер 2 "С нехваткой спроса" - снижение численности населения и доходов, низкие объемы ввода жилья при избыточном предложении на рынке жилой недвижимости и высоком уровне доступности жилья.

Кластер 3 "С нехваткой предложения" - отток населения и низкие объемы ввода жилья, не покрывающие спрос, приводят к низкой доступности жилья.

Кластер 4 "Стагнирующие" - баланс спроса и предложения при невысоких объемах жилищного строительства обеспечивает доступность жилья.

Кластер 5 "Депрессивные (сложные)" - активное снижение численности населения и наиболее низкие объемы ввода жилья.

При этом ипотека, в том числе льготная, рассматривается как механизм поддержки спроса в каждом регионе.

При базовом сценарии социально-экономического развития России, предполагающем рост реальных доходов населения на 25 процентов за 2021-2030 годы, адресное применение действующих мер поддержки в субъектах Российской Федерации на основе кластеризации обеспечит достижение целевого показателя национальной цели развития - ввод 120 млн. кв. метров жилья в 2030 году.

При экономическом росте и росте реальных доходов населения ниже предусмотренных базовым сценарием темпов достижение плановых объемов ввода жилья в 2030 году возможно при условии увеличения объемов финансирования действующих и дополнительных мер поддержки отдельных категорий граждан, которым не доступно приобретение жилья на рыночных условиях.