Действующий

О Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

Профессиональная трансформация


По состоянию на 2021 год в строительной отрасли занято около 6,5 млн. работников более 100 профессий, квалификационная структура которых охватывает более 500 разрядов и категорий. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики, средняя доля трудовых мигрантов в среднегодовой численности занятых в строительной отрасли в 2019-2020 годах составила 10,2 процента (640 тыс. человек), в 2021 году - 12,3 процента (800 тыс. человек).

В целях достижения национальных целей развития к 2030 году в рамках профессиональной трансформации необходимо дополнительное привлечение от 0,7 млн. до 1,5 млн. работников различной квалификации. Ежегодный выпуск осуществляющих подготовку по строительным специальностям образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций составляет до 75 тыс. человек (из них 30 тыс. человек - по образовательным программам высшего образования). По учебным программам, одобренным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в качестве приоритетных, может быть дополнительно переподготовлено начиная с 2022 года до 40 тыс. человек в год.

Вызовами являются:

недостаточное взаимодействие между организациями реального сектора экономики и научными и образовательными организациями;

профессиональная и квалификационная структура трудовых ресурсов не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к персоналу в контексте развития технологий строительного производства.

Задачами являются:

приведение профессиональной и квалификационной структуры трудовых ресурсов в соответствие с запросами строительной отрасли;

формирование управленческого кадрового резерва строительной отрасли (для предприятий и государственных организаций строительной отрасли);

развитие схем и форматов подготовки кадров по программам дополнительного профессионального образования (краткосрочного обучения и переобучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки) с учетом перехода строительной отрасли на технологии, повышающие производительность труда, цифровые технологии и обновленных требований к инвестиционно-строительному циклу;

повышение престижности строительных профессий, создание условий для вовлечения молодежи в трудовую деятельность в сфере строительства;

совершенствование системы привлечения трудовых мигрантов для компенсации дефицита кадров в отрасли, включая организацию системного отбора трудовых мигрантов, обладающих востребованными компетенциями.

Предусмотрены следующие мероприятия:

разработка рекомендаций к профильным образовательным программам, определение списка приоритетных строительных профессий на постоянной основе;

синхронизация существующих инструментов государственной поддержки развития образования и кадрового обеспечения с потребностями строительной отрасли;

формирование плана мероприятий (дорожной карты), предусматривающего в том числе изменение образовательных программ по направлениям подготовки специалистов в сфере строительства в целях ускоренного вовлечения в производственные процессы;

формирование комплексной программы по ускоренному обучению кадров для строительной отрасли, выработка мер стимулирования граждан Российской Федерации к получению дополнительного профессионального образования по строительным специальностям;

проведение мероприятий по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных заказчиков с учетом перехода отрасли на цифровые технологии;

ежегодный прогноз потребности в кадрах для строительной отрасли в субъектах Российской Федерации;

формирование кадрового центра Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, создание отраслевой цифровой платформы трудовых ресурсов ("биржа труда"), развитие цифровых сервисов для работников строительной отрасли;

сокращение административных барьеров при привлечении иностранной рабочей силы из государств - членов Евразийского экономического союза и стран Содружества Независимых Государств;

внедрение стандартов, обеспечивающих современные и комфортные условия осуществления деятельности строителей, соответствующие нормативным требованиям, а также цифровых методов контроля на объектах капитального строительства.

Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

обеспечено соответствие профессиональной и квалификационной структуры трудовых ресурсов потребностям строительной отрасли;

в строительной отрасли занято до 1 млн. квалифицированных мигрантов;

создана отраслевая цифровая платформа трудовых ресурсов ("биржа труда"), которая отражает актуальную потребность в трудовых ресурсах по строительным организациям, осуществляющим деятельность в рамках государственного заказа;

обеспечена профессиональная подготовка (переподготовка) не менее 40 тыс. квалифицированных специалистов для строительной отрасли в год.