Действующий

О Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда


В настоящее время расселение аварийного жилья осуществляется в соответствии с федеральным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда". За период 2019-2024 годов необходимо переселить 510 тыс. человек из 9 млн. кв. метров аварийного жилья.

Всего за период с 2008 по 2021 годы по программам переселения расселено более 21 млн. кв. метров аварийного жилья, переселено более 1,3 млн. человек. Максимально достигнутые объемы расселения аварийного жилья пришлись на 2014-2015 годы и составили около 3 млн. кв. метров в год. Максимальные объемы расселяемого аварийного жилья в указанный период обусловлены максимальными объемами финансирования программ переселения.

По данным Федеральной службы государственной статистики, за 2021 год из 2,5 млрд. кв. метров жилого фонда многоквартирных домов около 100 млн. кв. метров жилья имеет износ более 65 процентов. Основными факторами старения жилищного фонда являются естественный износ конструктивных элементов многоквартирных домов, несвоевременное проведение их капитального ремонта.

За 2008-2021 годы признано аварийным около 31 млн. кв. метров жилья. Жилищный фонд, признанный аварийным за период с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г., составляет 14,4 млн. кв. метров, в нем проживают около 800 тыс. человек. Всего в Российской Федерации признано аварийным и не вошло в действующую программу около 15,8 млн. кв. метров жилья.

Учитывая, что в среднем ежегодно признается аварийным около 2 млн. кв. метров жилья, за период 2022-2029 годов будут признаны аварийными 16 млн. кв. метров жилья.

Региональные программы расселения аварийного жилищного фонда при их надлежащем финансировании позволят предотвратить старение жилищного фонда в России, обеспечат расселение аварийного жилищного фонда и сокращение накопленного аварийного жилищного фонда.

Вызовами являются:

темп прироста аварийного жилищного фонда превышает темп расселения, предусмотренный действующей программой;

высокая доля расходов бюджетных средств, направляемых на расселение аварийного жилищного фонда;

риски разрушения домов, признанных аварийными, поскольку исключены из программы капитального ремонта, и возникновение угроз жизни и здоровью граждан;

отсутствие особенностей проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с высокой степенью износа в целях сдерживания их перехода в аварийное состояние;

негативное влияние непригодной для проживания застройки на качество городской среды, в том числе в связи с неосуществлением сноса аварийного жилищного фонда и утилизации отходов строительства и сноса, образуемых в результате сноса.

Задачами являются:

выработка и внедрение комплексного подхода к обновлению жилищного фонда, предполагающего системные меры по развитию территорий населенных пунктов за счет новых источников финансирования;

создание постоянно действующего механизма расселения аварийного жилищного фонда со снижением доли бюджетных расходов, направляемых на его расселение, устанавливающего объем федеральной поддержки с учетом бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и средний уровень софинансирования из средств федерального бюджета не выше 60 процентов;

наращивание темпов расселения аварийного жилищного фонда для обеспечения устойчивого сокращения аварийного жилищного фонда;

расширение использования механизма комплексного развития территорий жилой застройки при расселении ветхого и аварийного жилищного фонда;

развитие института арендного жилья при расселении аварийного жилищного фонда;

формирование единых федеральных подходов по предоставлению адресной поддержки граждан с учетом принципа нуждаемости;

повышение ответственного отношения собственников к объектам капитального строительства, обеспечивающего их надлежащее состояние и ремонт;

определение единого порядка сноса аварийного жилищного фонда и утилизации отходов строительства и сноса.

Предусмотрены следующие мероприятия:

реализация региональных программ, предусматривающих механизмы поддержки проектов комплексного развития территорий, а также развитие института наемного жилья;

совершенствование правил предоставления жилых помещений и выплаты денежного возмещения при расселении аварийного жилищного фонда и обеспечение финансирования мероприятий переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости "бесшовного" перехода к расселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 г., в субъектах Российской Федерации;

внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части уточнения правил оценки рыночной стоимости помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, с учетом технического состояния таких домов;

создание за счет программы переселения из аварийного жилищного фонда наемного жилищного фонда в целях предоставления жилых помещений в некоммерческий наем на льготных условиях с правом выкупа таких жилых помещений;

расширение механизмов использования средств Фонда национального благосостояния, в том числе на реализацию проектов по строительству арендного жилья;

предоставление жилых помещений взамен непригодных для проживания по договору мены с возможностью рассрочки по выплате гражданами разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и выкупной стоимостью изымаемого непригодного для проживания жилья на срок до 15 лет;