Молодежь - самая динамичная часть трудовых ресурсов. Данная возрастная категория обладает повышенной мобильностью, потенциальными способностями к быстрому обучению, нестандартным мышлением. Одновременно молодежь является и одной из самых уязвимых категорий, что связано с низким уровнем конкурентоспособности на рынке труда.
К основным причинам сложностей в трудоустройстве молодежи можно отнести отсутствие опыта работы. Другая причина сложностей трудоустройства молодежи - несоответствие полученной специальности реальной ситуации на рынке труда, в результате чего выпускник образовательной организации высшего образования и профессиональной образовательной организации, получивший документ об образовании и о квалификации, остается невостребованным. Значительную трудность составляют и психологические барьеры, возникающие при трудоустройстве и адаптации на рабочем месте.
Уровень занятости молодежи в возрасте 15-29 лет ниже среднего уровня занятости населения по Санкт-Петербургу и характеризуется на протяжении последних лет тенденцией к снижению. В возрастной группе 15-19 лет уровень занятости в 2018-2020 годах снизился с 4,8% до 1,7%, в возрастной группе 20-29 лет - с 76,3% до 71,5%.
Уровень безработицы молодежи в возрасте 15-29 лет в 2,3 раза выше, чем в среднем по Санкт-Петербургу. В 2020 году в связи с появлением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и мерами, принимаемыми против ее распространения, устойчивое функционирование рынка труда было временно нарушено. По итогам 2020 года уровень безработицы в Санкт-Петербурге (по методологии Международной организации труда) составил 2,9% от численности рабочей силы в возрасте от 15 лет и старше (в 2019 году - 1,4%), в 2021 - 7%.
Традиционно наиболее высокий уровень безработицы характерен для молодежной группы 15-19 лет. В 2019 году уровень безработицы у молодежи данной категории составил 25,5%, в 2020 году - 50,1%. Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) повлияло на уровень безработицы и в возрастной группе 20-29 лет: уровень безработицы в 2020 году в данной возрастной группе составил 6,4%, а в 2021 году - 6,3%.
По данным органов государственной службы занятости населения Санкт-Петербурга (далее - Служба занятости), на начало 2021 года на регистрационном учете в Службе занятости состояло 46879 человек в возрасте до 35 лет включительно (44,5% от общей численности граждан, состоящих на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы). В 2021 году 68121 человек в возрасте до 35 лет включительно обратилось в Службу занятости в целях поиска подходящей работы (44,5% от общей численности обратившихся граждан). Из числа обратившихся в Службу занятости за содействием в поиске подходящей работы было трудоустроено 35781 человек в возрасте до 35 лет включительно (42,9% от общего числа трудоустроенных ищущих работу граждан). По состоянию на начало 2022 года на регистрационном учете в Службе занятости в качестве ищущих подходящую работу граждан состояло 12325 человек в возрасте до 35 лет включительно (34,2% от общей численности граждан, состоящих на регистрационном учете).
По состоянию на начало 2021 года на регистрационном учете в Службе занятости в качестве безработных граждан состояло 43763 человека в возрасте до 35 лет включительно (44,7% от общей численности безработных). В 2021 году 27760 человек в возрасте до 35 лет включительно были признаны безработными (41,0% от общей численности безработных граждан). Из числа безработных было трудоустроено 12901 человек в возрасте до 35 лет включительно (40,6% от общего числа трудоустроенных безработных граждан). На начало 2022 года на регистрационном учете в Службе занятости в качестве безработных граждан состояло 7277 человек в возрасте до 35 лет включительно (30,2% от общей численности безработных граждан).
В целях содействия занятости молодежи, принятия осознанного выбора профессионального пути, адаптации к современному рынку труда Служба занятости предоставляет молодежи широкий спектр государственных услуг: содействие в поиске подходящей работы, организация профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, социальная адаптации безработных граждан на рынке труда, психологическая поддержка, организация содействия началу предпринимательской деятельности. Информация о численности граждан, получивших государственные услуги в области содействия занятости, представлена в таблице 1.