УТВЕРЖДЕН
протоколом заседания
проектного комитета
от 27 января 2017 года N 5

Паспорт приоритетного проекта "Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований"



1. Основные положения

Наименование направления

Реформа контрольной и надзорной деятельности

Краткое наименование проекта

Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований

Срок начала и окончания проекта

21 декабря 2016 г. - 31 декабря 2025 г.

Куратор

Приходько С.Э., Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации

Старшее должностное лицо (СДЛ)

Абызов М.А., Министр Российской Федерации

Функциональный заказчик

Проектный комитет по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности

Руководитель проекта

Любимов Ю.С., статс-секретарь - заместитель Министра юстиции Российской Федерации

Исполнители и соисполнители проекта

Минюст России

Минэкономразвития России

Минкомсвязь России

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции, - участники реализации приоритетной программы (утвержденные протоколом заседания Президиума от 19 октября 2016 г. N 8):

МЧС России, ФАС России, ФНС России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор, ФТС России Министерства, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в сфере осуществления контрольно-надзорных функций участниками реализации приоритетной программы:

Минприроды России, Минсельхоз России, Минздрав России, Минпромторг России, Минтранс России, Минфин России, Минтруд России

Генеральная прокуратура Российской Федерации (по согласованию)

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ)

Общественные объединения предпринимателей (ОПОРА России, Деловая Россия, РСПП, ТПП РФ, отраслевые объединения)

Разработчик паспорта проекта

Минюст России

2. Содержание приоритетного проекта

Цель проекта

Снижение административной нагрузки на субъекты контроля путем актуализации и сокращения обязательных требований (далее также - оптимизация, актуализация обязательных требований) по всем видам контроля (надзора) к 2025 году, а также путем повышения их информированности об обязательных требованиях через:

- размещение на официальных сайтах исчерпывающих перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по всем видам контроля (надзора) к концу 2017 года;

- формирование по всем видам контроля (надзора) проверочных листов, содержащих перечень обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера к концу 2020 г.;

- реализацию механизма систематизации (выборки) обязательных требований с использованием информационных систем по объектам контроля (надзора) к концу 2025 года

Показатели проекта и

Показатель

Тип

Базовое

Период, год

их значения по годам

показателя

значение

2017

2018

2019

2020

2025

1. Доля видов контроля (надзора), по которым сформированы и размещены на официальных сайтах исчерпывающие перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования

основной

0

100%

100%

100%

100%

100%

2. Доля видов контроля (надзора), по которым для субъектов контроля обеспечена возможность систематизации (выборки) обязательных требований с использованием информационных систем по объектам контроля (надзора)

основной

0

5%

36%

60%

80%

100%

3. Доля видов предпринимательской деятельности, по которым сформированы и размещены на официальных сайтах перечни нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, от числа видов предпринимательской деятельности, осуществляемых в уведомительном порядке

аналити-
ческий

0

100%

100%

100%

100%

100%

4. Количество видов предпринимательской деятельности, по которым актуализированы обязательные требования, из числа наиболее массовых видов предпринимательской деятельности, согласно утвержденному перечню

второго уровня

0

5

10

15

20

20

5. Доля видов контроля (надзора), по которым актуализированы обязательные требования

основной

0

5%

36%

60%

80%

100%

6. Число федеральных органов исполнительной власти, внедривших механизм систематической оценки эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, с участием предпринимательского сообщества и личных кабинетов

аналити-
ческий

0

12

12

43

43

43

7. Доля видов контроля (надзора), при осуществлении которых используются проверочные листы, содержащие перечень обязательных требований

аналити-
ческий

0

100%

100%

100%

100%

100%

8. Доля видов контроля (надзора), при осуществлении которых используются проверочные листы, содержащие перечень обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

основной

0

16%

40%

60%

100%

100%

Результаты проекта

Этап I (2017 год):

Минюстом России:

Совместно с предпринимательским сообществом разработан механизм систематической оценки и проведен анализ эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, для целей их оптимизации, включая отмену неэффективных и избыточных;

Обеспечено принятие нормативных правовых актов, регламентирующих внедрение механизма по ограничению формирования новых избыточных и дублирующих обязательных требований и реализуется принцип принятия новых обязательных требований только после отмены двух устаревших (1 in 2 out) при условии соблюдения критерия соразмерности;

Обеспечено принятие постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего обязанность контрольно-надзорных органов, в которые подается уведомление о начале осуществления деятельности, определить перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования;

Совместно с отраслевыми ассоциациями предпринимателей выявлены для целей актуализации обязательные требования по 5 наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и по 5 видам контроля (надзора);

Совместно с Минэкономразвития России и Минсвязи России подготовлена модель систематизации (выборки) обязательных требований, создающая различные наборы требований в зависимости от объектов контроля, для целей ее использования в информационных системах Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта:

Установлены исчерпывающие перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, по всем видам контроля (надзора) и размещены на официальных сайтах;

Проведена систематизация (выборка) обязательных требований по отдельным видам контроля (надзора) в соответствии с подготовленной методикой;

Обеспечено внесение изменений в положения о видах контроля (надзора), предусматривающих обязательность применения проверочных листов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий по всем видам контроля (надзора);

Внедрено использование проверочных листов, содержащих обязательные требования, по всем видам контроля (надзора);

Обеспечено принятие нормативных правовых актов, актуализирующих обязательные требования по 5 наиболее массовым видам предпринимательской деятельности (розничная торговля, общественное питание, производство продуктов питания, операции с недвижимым имуществом, пассажирские перевозки);

Обеспечено принятие нормативных правовых актов, определяющих систематизированные по всем 43 видам предпринимательской деятельности, осуществляемым в уведомительном порядке, перечни нормативных правовых актов, определяющих обязательные требования, и их размещение на официальных сайтах;

Обеспечено принятие правовых актов, определяющих порядок систематической оценки эффективности обязательных требований с учетом установленных общих требований и реализуется соответствующий механизм;

Приняты меры по оптимизации обязательных требований (включая отмену неэффективных и избыточных обязательных требований), а также по актуализации соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации.

Этап II (2018 год):

Минюстом России

Совместно с отраслевыми ассоциациями предпринимателей выявлены для целей актуализации обязательные требования по дополнительным 5 наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и по 5 видам контроля (надзора);

Скорректированы методика систематической оценки эффективности обязательных требований с участием предпринимательского сообщества и методика систематизации (выборки) обязательных требований, с учетом анализа их применения в 2017 г. и в целях их адаптации для использования в информационных системах;

Подготовлены предложения по возможным моделям кодификации обязательных требований, на основании анализа международного опыта, практики систематизации и актуализации обязательных требований по итогам 2017 г.

Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта:

Внедрено использование проверочных листов, содержащих исчерпывающий перечень обязательных требований, наиболее значимых с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе в электронном виде в "Личном кабинете" поднадзорных субъектов;

Проведена систематизация (выборка) обязательных требований по отдельным видам контроля (надзора) в соответствии с подготовленной методикой для целей их использования в информационных системах;

Обеспечено принятие правовых актов, определяющих порядок систематической оценки эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий с участием предпринимательского сообщества и с использованием личных кабинетов с учетом установленных общих требований и реализуется соответствующий механизм.

Обеспечено принятие нормативных правовых актов, актуализирующих обязательные требования по дополнительным 5 наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и 10 видам контроля (надзора).

Этап III (2019-2025 годы)

Минюстом России

Совместно с отраслевыми ассоциациями предпринимателей выявлены для целей актуализации обязательные требования по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и всем видам контроля (надзора);

Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта:

Обеспечено принятие нормативных правовых акты, актуализирующих обязательные требования по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и всем видам контроля (надзора);

Внедрено использование проверочных листов, содержащих исчерпывающий перечень обязательных требований, наиболее значимых с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по всем видам контроля (надзора);

Проведена систематизация (выборка) обязательных требований по всем видам контроля (надзора) в соответствии с подготовленной методикой с использованием информационных систем.

Описание модели функционирования результатов проекта

Предметом контрольно-надзорной деятельности является проверка соблюдения субъектами контроля обязательных требований. Зачастую субъекты контроля не могут обеспечить соблюдение обязательных требований по причине их информационной недоступности, невозможности определения объема обязательных требований, которые субъектами контроля должны соблюдаться, низкого качества обязательных требований, выражающегося в их дублировании и избыточности. Поэтапное проведение мероприятий по систематизации, сокращению количества и актуализации обязательных требований снизит административную нагрузку на субъекты контроля посредством повышения их информированности о предъявляемых к ним обязательных требованиях, уровня качества обязательных требований.

Проведение мероприятий по систематизации, сокращению количества и актуализации обязательных требований осуществляется по определенным видам контроля (надзора) и по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности. При этом разрабатываемые механизмы реализации мероприятий внедряются для целей их использования всеми контрольно-надзорными органами.

На первом этапе работы (2017 год) федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта будут сформированы и размещены на своих официальных сайтах исчерпывающие перечни нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования по всем видам контроля (надзора). Сформированные перечни являются основой для дальнейшего обсуждения обязательных требований в целях их оптимизации.

Предусматривается проведение анализа нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, оценка эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий. В ходе экспертного обсуждения обязательных требований совместно с предпринимательским сообществом и Минэкономразвития России федеральными органами исполнительной власти будут выявлены неэффективные обязательные требования. Оценка эффективности обязательных требований, отмена неэффективных и избыточных требований планируется осуществлять по методике, подготовленной Минюстом России совместно с Минэкономразвития России и предпринимательским сообществом. При этом установленные в методике подходы к оценке эффективности и организации взаимодействия с предпринимательским сообществом будут внедрены федеральными органами исполнительной власти на постоянной основе.

По результатам экспертного обсуждения предусматривается выявление обязательных требований, требующих актуализации, и подготовка дорожных карт по внесению изменений в правовые акты, содержащие данные обязательные требования, по 5 наиболее массовым видам предпринимательской деятельности (розничная торговля, общественное питание, производство продуктов питания, операции с недвижимым имуществом, пассажирские перевозки), а также выявление обязательных требований, требующих актуализации не менее чем по 5 видам контроля (надзора).

Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта будут приняты меры по оптимизации неэффективных и избыточных обязательных требований (включая их отмену и актуализацию).

В 2017 году на основании сформированной нормативной правовой базы, регулирующей использование проверочных листов, будет внедрено применение проверочных листов при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Предполагается принятие постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего обязанность контрольно-надзорных органов, в которые подается уведомление о начале осуществления деятельности, определить перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.

Установленный в 2017 году принцип принятия новых обязательных требований только после отмены двух устаревших (1 in 2 out) ускорит процесс актуализации обязательных требований.

Кроме того, планируется подготовка Минюстом России совместно с Минэкономразвития России и Минкомсвязью России методики (модели) систематизации (выборки) обязательных требований, создающей различные наборы требований в зависимости от объектов контроля, для целей ее использования в информационных системах.

На втором этапе (2018 год) предусматривается продолжение работы по актуализации обязательных требований.

На основании разработанной модели систематизации (выборки) обязательных требований по объектам контроля федеральными органами исполнительной власти будет обеспечена соответствующая систематизация. Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта будет обеспечено принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок систематической оценки эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий с участием предпринимательского сообщества и с использованием личных кабинетов. Привязка каждого обязательного требования к определенному профилю позволит субъекту контроля легко ориентироваться в предъявляемых к нему требованиях. Данная систематизация будет являться основой формирования интерактивных сервисов в сети "Интернет", позволяющих субъектам контроля через Личный кабинет определять предъявляемые к нему обязательные требования.

Расширится практика применения проверочных листов, которые буду содержать перечень обязательных требований, соблюдение которых является наиболее важным с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта будут подготовлены нормативные правовые акты, закрепляющие использование проверочных листов в ходе проверочных мероприятий по отдельным видам деятельности, содержащие исчерпывающие перечни обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В 2018 году Минюстом России предусматривается подготовка предложений по возможным моделям кодификации обязательных требований на основании анализа международного опыта, практики систематизации и актуализации обязательных требований по итогам 2017 года.

На третьем этапе (2019-2025 гг.) будет завершена работа по актуализации обязательных требований, результатом которой будет исключение избыточных, дублирующих обязательных требований по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и всем видам контроля (надзора).

Планируется завершить систематизацию (выборку) обязательных требований по всем видам контроля (надзора) в соответствии с подготовленной методикой с использованием информационных систем.

Функционирующие на постоянной основе механизмы ограничения принятия новых избыточных, дублирующих обязательных требований и регулярного пересмотра обязательных требований призваны исключать повышение административной нагрузки на бизнес.

Достижение перечисленной совокупности результатов приведет к снижению издержек бизнеса на соблюдение обязательных требований, которые устарели и не могут быть выполнены без чрезмерных экономических затрат, соблюдение которых не влияет на уровень безопасности при осуществлении предпринимательской деятельности.

Освобождение субъектов предпринимательской деятельности от соблюдения таких требований позволит перевести фокус на соблюдение перечня максимально важных требований в отношении наиболее рисковых объектов контроля, что в дальнейшем напрямую повлияет на снижение ущерба охраняемым законом ценностям: жизни и здоровью человека, снижение материального ущерба государству, гражданам и организациям.

________________

Перечень видов контроля (надзора), в отношении которых будут реализованы мероприятия проекта, утверждается Проектным комитетом.

Не менее 25 видов контроля (надзора).

Не менее 1 вида контроля (надзора).

Не менее 9 видов контроля (надзора).

Не менее 15 видов контроля (надзора).

Не менее 20 видов контроля (надзора).

Не менее 25 видов контроля (надзора).

Показатель доли видов предпринимательской деятельности рассчитывается от количества видов предпринимательской деятельности, определенного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584, уведомления о начале которых направляются в федеральные органы исполнительной власти - участники проекта.

Не менее 43 видов предпринимательской деятельности.

Перечень наиболее массовых видов предпринимательской деятельности утверждается Проектным комитетом.

Перечень видов контроля (надзора), в отношении которых будут реализованы мероприятия проекта, утверждается Проектным комитетом.

Не менее 1 вида контроля (надзора).

Не менее 9 видов контроля (надзора).

Не менее 15 видов контроля (надзора).

Не менее 20 видов контроля (надзора).

Не менее 25 видов контроля (надзора).

В 2017 г. механизм систематической оценки реализуется без использования личных кабинетов.

Не менее 25 видов контроля (надзора). Перечень видов контроля может быть уточнен в случае невозможности в рамках отдельных видов контроля (надзора) использования проверочных листов при осуществлении проверки объектов, на предмет соблюдения индивидуально-определенных характеристик.

Не менее 4 видов контроля (надзора).

Не менее 10 видов контроля (надзора).

Не менее 15 видов контроля (надзора).

Не менее 25 видов контроля (надзора). Перечень видов контроля может быть уточнен в случае невозможности в рамках отдельных видов контроля (надзора) использования проверочных листов при осуществлении проверки объектов, на предмет соблюдения индивидуально-определенных характеристик.

Конкретный перечень определяется Проектным комитетом.

Конкретный перечень определяется Проектным комитетом.

Виды контроля (надзора), осуществляемые как 12 федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта, так и иными федеральными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля (надзора).

3. Этапы и контрольные точки

N п/п

Наименование

Тип (завершение этапа/ контрольная точка результата/ контрольная точка показателя)

Срок

1.

Утвержден паспорт проекта

27 января 2017 г.

2.

В федеральных органах исполнительной власти - участниках проекта и Минюсте России созданы ведомственные рабочие органы по реализации проекта

15 февраля 2017 г.

3.

Утвержден сводный план проекта

1 марта 2017 г.

Этап I (2017 год)

4.

Обеспечено принятие постановления Правительства Российской Федерации, определяющего общие требования к разработке и использованию проверочных листов

контрольная точка результата

31 января 2017 г.

5.

Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта установлены и размещены на официальных сайтах исчерпывающие перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по всем видам контроля (надзора)

контрольная точка показателя

28 февраля 2017 г.

6.

Проектным комитетом одобрены методические рекомендации, подготовленные Минюстом России совместно с Минэкономразвития России и предпринимательским сообществом, определяющие механизм систематической оценки эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, включая отмену неэффективных и избыточных

контрольная точка результата

28 февраля 2017 г.

7.

Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта обеспечено принятие правовых актов, определяющих порядок систематической оценки эффективности обязательных требований с учетом установленных общих требований и реализуется соответствующий механизм

контрольная точка показателя

30 марта 2017 г.

8.

Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта обеспечено внесение изменений в положения о видах контроля (надзора), предусматривающих обязательность применения проверочных листов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий по всем видам контроля (надзора)

контрольная точка результата

30 апреля 2017 г.

9.

Обеспечено принятие постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего обязанность контрольно-надзорных органов, в которые подается уведомление о начале осуществления деятельности, определить перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования

контрольная точка результата

30 апреля 2017 г.

10.

Проведены анализ нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и оценка эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, включая отмену неэффективных и избыточных

контрольная точка результата

15 июня 2017 г.

11.

Проектным комитетом одобрена подготовленная Минюстом России совместно с Минэкономразвития России и Минсвязи России методика (модель) систематизации (выборки) обязательных требований, создающая различные наборы требований в зависимости от объектов контроля, для целей ее использования в информационных системах

контрольная точка результата

30 июня 2017 г.

12.

Федеральными органами исполнительно власти - участниками проекта обеспечено принятие нормативных правовых актов, закрепляющих использование проверочных листов по всем видам контроля (надзора)

контрольная точка показателя

30 сентября 2017 г.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»