На сегодняшний день создание и развитие государственных информационных систем в большинстве случаев проводится каждым государственным органом и внебюджетным фондом изолированно с фокусом на оптимизацию и автоматизацию процессов в пределах установленных полномочий.
Вместе с тем современный мировой опыт показывает высокую эффективность клиентоцентричного подхода, в том числе в сфере государственного управления. Потребности физических и юридических лиц в рамках одной жизненной ситуации, как правило, затрагивают зоны ответственности нескольких государственных органов и внебюджетных фондов, поэтому для оказания клиентоцентричных услуг этим государственным органам и внебюджетным фондам необходимо совместно анализировать потребности физических или юридических лиц и проектировать сквозные клиентские пути, преодолевая существующие ведомственные границы.
Таким образом, назрела необходимость изменения подходов к проектированию государственных информационных систем и перехода к единой архитектуре доменов, в которой крупные сферы деятельности государственных органов и внебюджетных фондов выделены в единый объект управления функциональной архитектурой - домен.
Формирование архитектуры домена основывается на единых принципах проектирования с использованием современных клиентоцентричных методик создания и управления архитектурой государственных информационных систем:
архитектура домена должна строиться на основе анализа жизненных ситуаций физических или юридических лиц на базе клиентоцентричных процессов, направленных на удовлетворение его потребностей;
актуальность данных должна обеспечиваться за счет их повторного использования вместо дублирования;
унификация подходов к проектированию архитектуры доменов должна достигаться за счет использования типовых программных компонентов государственных информационных систем;
архитектура домена должна охватывать уровни федеральной, региональной и муниципальной власти;
архитектура домена должна учитывать деятельность негосударственных участников сферы деятельности домена, направленную на удовлетворение потребностей физических или юридических лиц;
осуществление согласования концепций создания государственных информационных систем на соответствие спроектированной архитектуре домена, включая оценку на целесообразность повторного использования типовых программных компонентов государственных информационных систем.
Архитектура домена формируется государственными органами и внебюджетными фондами, деятельность которых осуществляется в рамках одной или нескольких схожих отраслей экономики или социальной сферы и имеет общие сегменты (профили) физических и юридических лиц.
Организационно-методическое обеспечение проектирования архитектуры домена обеспечивает оператор платформы "ГосТех".
Для обеспечения высокого качества работ по проектированию архитектуры домена будут разработаны методические рекомендации по построению архитектуры домена, определяющие общие принципы методологии проектирования и общие подходы к процессу проектирования и его результату.
Архитектура домена включает в себя:
функциональную архитектуру домена - архитектурное представление, которое описывает цели и задачи деятельности государственных органов и внебюджетных фондов, перечень физических или юридических лиц, участников процессов домена, жизненные ситуации физических или юридических лиц, клиентские пути, процессы деятельности государственных органов и внебюджетных фондов, взаимосвязи перечисленных объектов;
архитектуру информационных систем (программных средств) домена - архитектурное представление, описывающее набор информационных систем, их компонентов и сервисов в рамках одного домена, их взаимосвязи между собой, с внешней средой домена, элементами архитектуры деятельности домена, а также принципы проектирования и развития домена;
информационную архитектуру домена - архитектурное представление, описывающее данные;
техническую архитектуру домена - архитектурное представление, описывающее сервисы обработки, хранения и коммуникаций государственных информационных систем (технические сервисы), которые необходимы для запуска функциональности государственных информационных систем, а также компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, которые реализуют эти сервисы, вычислительные ресурсы и средства защиты информации домена, их взаимосвязи между собой, с внешней средой домена, а также связи с элементами архитектуры информационных систем (программных средств) домена и архитектуры деятельности домена.
Подход к проектированию на основе архитектуры доменов позволит выявить крупные компоненты, которые возможно повторно использовать как внутри одного домена, так и между всеми доменами, определить и спроектировать типовые решения для государственных органов и внебюджетных фондов, выделить типовые предметные области, что позволит использовать платформу "ГосТех" с максимальным эффектом для физических или юридических лиц при их взаимодействии с государственными органами и внебюджетными фондами.
Информационная безопасность на основе архитектуры доменов позволяет реализовать комплексные подходы по обеспечению информационной безопасности государственных информационных систем платформы "ГосТех".