Действующий

Об утверждении Основных направлений государственной долговой политики Санкт-Петербурга на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

1. Итоги реализации государственной долговой политики Санкт-Петербурга в 2021-2022 годах


Основной задачей государственной долговой политики Санкт-Петербурга (далее - долговая политика Санкт-Петербурга) в прошедшем периоде являлось своевременное исполнение долговых обязательств Санкт-Петербурга.

В 2021 году государственные заимствования не осуществлялись в связи с отсутствием потребности.

В связи с поступлением дополнительных доходов в бюджет Санкт-Петербурга в 2021 году вследствие роста финансовых результатов деятельности предприятий и организаций Санкт-Петербурга Комитет финансов Санкт-Петербурга планировал выкупить часть долга по находящимся в обращении выпускам государственных облигаций Санкт-Петербурга в соответствии с подходами, рекомендованными Министерством финансов Российской Федерации.

По итогам процедуры досрочного выкупа государственных облигаций Санкт-Петербурга, организованной в декабре 2021 года на торгах, проводимых публичным акционерным обществом "Московская Биржа ММВБ - РТС", досрочный выкуп облигаций не производился из-за отсутствия устраивающих Комитет финансов Санкт-Петербурга предложений владельцев облигаций.

На 01.01.2022 государственный долг Санкт-Петербурга составил 85,0 млрд.руб. или 10,7 процента к годовому объему доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений. Весь объем государственного долга Санкт-Петербурга в 2021 году составляли обязательства по государственным облигациям Санкт-Петербурга.

По результатам проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации в 2021 году, проведенной Министерством финансов Российской Федерации, Санкт-Петербург отнесен к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.

Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию от 21.04.2021 была анонсирована крупнейшая инициатива последних лет, направленная на социально-экономическое развитие регионов - бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - инфраструктурные бюджетные кредиты).

Инфраструктурные бюджетные кредиты предоставляются на срок не менее 15 лет по ставке 3,0 процента годовых с условиями их погашения ежегодно равными долями начиная с третьего года предоставления инфраструктурного бюджетного кредита и возможностью их досрочного погашения.

По итогам отбора проектов в рамках лимитов инфраструктурных бюджетных кредитов президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (далее - Правительственная комиссия) (протокол заседания Правительственной комиссии от 09.09.2021 N 41) было принято решение о поддержке следующих проектов, реализуемых в Санкт-Петербурге, на общую сумму 24,1 млрд.руб.:

транспортная развязка автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр" в районе Шкиперского протока (сроки реализации проекта 2021-2024 годы);

подключение Западного скоростного диаметра (севернее развязки с Благодатной улицей) к Широтной магистрали скоростного движения с устройством транспортной развязки с Витебским проспектом (сроки реализации проекта 2020-2024 годы);

приобретение подвижного состава: 169 трамвайных вагонов для Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта для обновления парка подвижного состава в рамках Программы развития городского электрического транспорта (сроки реализации проекта 2022-2023 годы).

В целом, реализация указанных проектов позволит улучшить условия для ведения бизнеса и жизни горожан и, как следствие, получить дополнительные доходы в бюджет Санкт-Петербурга.

В 2022 году выборка инфраструктурного бюджетного кредита составит 9,7 млрд.руб., в 2023 году - 14,5 млрд.руб.

В 2022 году российская экономика и финансовый рынок столкнулись с широким спектром вызовов, обусловленных беспрецедентным в истории санкционным давлением.

Введенные иностранными государствами санкционные ограничения привели к усилению волатильности валютного курса, снижению цен на финансовые активы, расширению дефицита ликвидности банковского сектора.

Оперативно принятые Правительством Российской Федерации и Банком России антикризисные меры стабилизировали ситуацию.

В ближайшей перспективе предстоит решать задачи восстановления и дальнейшего развития российской экономики, экономики Санкт-Петербурга и финансового рынка в новых реалиях - масштабные задачи по структурной трансформации экономики, ее модернизации, достижению технологического суверенитета и переориентации международных экономических связей.

С учетом оценок исполнения бюджета Санкт-Петербурга рыночные заимствования в 2022 году не планируются.

По состоянию на 01.08.2022 государственный долг Санкт-Петербурга составил 90,7 млрд.руб. или 10,6 процента утвержденного годового объема доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений. С начала 2022 года государственный долг Санкт-Петербурга увеличился на 5,7 млрд.руб. в связи с предоставлением двух траншей инфраструктурного бюджетного кредита.

В общей сумме государственного долга Санкт-Петербурга 85,0 млрд.руб. или 93,7 процента составляет номинальная сумма долга по государственным облигациям Санкт-Петербурга и 5,7 млрд.руб. или 6,3 процента - сумма основного долга по инфраструктурному бюджетному кредиту, предоставленному бюджету Санкт-Петербурга из федерального бюджета.

По оценкам на 01.01.2023 государственный долг Санкт-Петербурга составит 88,4 млрд.руб. или 8,8 процента налоговых и неналоговых доходов бюджета Санкт-Петербурга.

В структуре государственного долга Санкт-Петербурга на 01.01.2023 обязательства по государственным облигациям Санкт-Петербурга составят 89,1 процента, обязательства по инфраструктурному бюджетному кредиту - 10,9 процента.

В 2021 и 2022 годах все показатели и индикаторы долговой устойчивости Санкт-Петербурга находились в пределах безопасных зон.