129. Информация о реализации, переоформлении, возврате и времени прекращения оформления электронных проездных документов (билетов) доводится перевозчиком и (или) владельцем инфраструктуры до сведения пассажиров и иных пользователей услугами железнодорожного транспорта.
Условия оформления проездного документа (билета) и проезда, регулируемые настоящей главой, доводятся до сведения пассажиров в соответствии с частью первой статьи 85 Устава железнодорожного транспорта.
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170.
130. В случае если оформление электронного проездного документа (билета) осуществляется на сайте в сети "Интернет" лица, не являющегося перевозчиком, такой сайт должен содержать информацию об основаниях, на которых данное лицо, осуществляет оформление перевозочного документа (билет) от имени перевозчика, с целью предоставления гражданам услуг по оформлению электронных проездных документов (билетов) на данном сайте, а также о порядке его взаимодействия с перевозчиком по вопросам рассмотрения жалоб и обращений граждан, использующих этот сайт для оформления электронных проездных документов (билетов), а также претензий граждан о возмещении убытков.
131. Оформление безденежных или льготных электронных проездных документов (билетов) осуществляется при условии обеспечения подтверждения пассажиром при оформлении электронного проездного документа (билета) права на льготу.
132. При оформлении безденежных или льготных электронных проездных документов (билетов) путем валидации бесконтактных смарт-карт (в том числе социальных карт) с использованием автоматизированных систем указываются информация о льготной категории, к которой относится гражданин, станция отправления, станция назначения, стоимость поездки.
133. Пассажир осуществляет посадку в поезд дальнего следования по предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира, на основании которого был оформлен электронный проездной документ (билет).
Пассажир осуществляет посадку в поезд пригородного сообщения без указания мест, за исключением проезда в поезде по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, по предъявлении выписки из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте (далее - контрольный купон) к электронному проездному документу (билету) на бланке установленной формы.
________________
Пункт 2 Форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте, установленных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 322 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федераций 6 ноября 2012 г., регистрационный N 25769), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 2 декабря 2014 г. N 328 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2014 г., регистрационный N 35348), от 21 июля 2016 г. N 202 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 августа 2016 г., регистрационный N 43095), от 14 ноября 2018 г. N 410 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федераций 12 февраля 2019 г., регистрационный N 53752), от 22 октября 2020 г. N 433 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2021 г., регистрационный N 62311) (далее - Формы электронных проездных документов (билетов).
Контрольный купон для осуществления поездки в поездах по маршруту железной дороги, имеющему остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, в поезде пригородного сообщения без указания мест не требуется.
134. Пассажир, имеющий право бесплатного или льготного проезда, осуществляет посадку в поезд пригородного сообщения без указания мест по предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира, на основании которого был оформлен безденежный или льготный электронный проездной документ (билет), документов, подтверждающих указанное право, и контрольного купона.
135. Информация об электронном проездном документе (билете) хранится у проводника вагона поезда дальнего следования на период проезда пассажира.
136. Пассажир вправе при наличии технической возможности у перевозчика оформить проездной документ (билет) путем валидации карт или электронных устройств с использованием автоматизированных систем (в том числе технологии ближней связи NFC, системы отображения QR-кода или другие автоматизированные системы, позволяющие оформить проездной документ (билет).
________________
Пункт 14 Правил применения абонентских радиостанций сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта IMT-MC-450, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 18 мая 2006 г. N 61 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации, 29 мая 2006 г., регистрационный N 7881), с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 10 марта 2015 г. N 68 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36683), от 5 мая 2015 г. N 153 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2015 г., регистрационный N 37412); пункт 32 Правил применения абонентских станций (абонентских радиостанций) сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта IMT-MC-2000, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 84 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2008 г., регистрационный N 12650), с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23 апреля 2013 г. N 93 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2013 г., регистрационный N 28788), от 10 марта 2015 г. N 68 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36683), от 5 мая 2015 г. N 153 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2015 г., регистрационный N 37412), от 24 октября 2017 г. N 572 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 февраля 2018 г., регистрационный N 49882); пункт 16.1 Правил применения абонентских терминалов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта LTE, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 6 июня 2011 г. N 128 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июня 2011 г., регистрационный N 21165), с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 123 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2014 г., регистрационный N 32479), от 6 октября 2014 г. N 333 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2014 г., регистрационный N 34517), от 10 марта 2015 г. N 68 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36683), от 5 мая 2015 г. N 153 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2015 г., регистрационный N 37412), от 21 ноября 2016 г. N 580 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44743), от 24 октября 2017 г. N 572 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 февраля 2018 г., регистрационный N 49882), от 22 июня 2018 г. N 315 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2018 г., регистрационный N 51702); пункт 20.1 Правил применения абонентских терминалов систем подвижной радиотелефонной связи стандарта UMTS с частотным дуплексным разносом и частотно-кодовым разделением радиоканалов, работающих в диапазоне частот 900 МГц, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 257 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 ноября 2011 г., регистрационный N 22220), с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 10 марта 2015 г. N 68 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36683), от 5 мая 2015 г. N 153 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2015 г., регистрационный N 37412), от 12 мая 2015 г. N 157 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2015 г., регистрационный N 37418), от 24 октября 2017 г. N 572 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 февраля 2018 г., регистрационный N 49882).
Подпункт 6.1 пункта 6 ГОСТ Р ИСО/МЭК 18004-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация символики штрихового кода QR Code", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 июня 2015 г. N 544-ст (М., "Стандартинформ", 2015).
Оформление проездных документов (билетов) путем валидации бесконтактной смарт-карты (в том числе социальной карты), транспортной карты, платежной карты (в том числе с использованием бесконтактной технологии проведения платежа) (далее - карты) или электронных устройств с использованием автоматизированных систем осуществляется соответствии с абзацем третьим пункта 5 Форм электронных проездных документов (билетов).
137. Для оплаты проезда с использованием карт или электронных устройств с использованием автоматизированных систем применяются специализированные устройства оплаты проезда - платежные терминалы (далее - терминалы). Перечисление денежных средств перевозчику осуществляется организацией, обеспечивающей возможность оформления пассажирами электронных документов для проезда на участках железной дороги с использованием электронных сервисов перевозчика для электронных устройств (далее - сервис-провайдер).
138. При оформлении проездного документа (билета) путем валидации карт или электронных устройств с использованием технологии NFC завершение процедуры по оформлению проездного документа осуществляется пассажиром по окончании поездки. При этом начало и окончание поездки пассажир обязан зафиксировать на терминале.
При фиксации пассажиром на терминале пункта отправления (начало поездки) на карте, являющейся средством платежа, резервируется стоимость поездки в объеме, не превышающем максимальную стоимость резервирования поездки. В случае если проездной документ приобретается посредством использования карт, не являющихся средством платежа, проездной документ (билет) оформляется в момент валидации, и резервирование стоимости поездки не осуществляется.
При перевозке по участкам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, проездной документ (билет) оформляется в момент валидации карт или электронных устройств с использованием автоматизированных систем.
Максимально зарезервированная стоимость поездки не должна превышать стоимости поездки от пункта отправления (начало поездки) до пункта назначения, являющегося конечным на маршруте следования поезда, проходящего через пункт отправления (начало поездки). При прибытии в пункт назначения пассажир обязан повторно приложить карту или электронное устройство с использованием технологии NFC к терминалу для фиксации окончания поездки и завершения процедуры оформления проездного документа (билета) по стоимости соответствующей поездки с учетом тарифа по маршруту.
В случае если пассажир не зафиксировал путем валидации карты (социальной карты) или электронного устройства начало или окончание поездки, проездной документ (билет) считается оформленным по маршруту следования пассажира в соответствии с правилами перевозчика для соответствующего вида проездного документа (билета). В целях последующего оформления проездного документа (билета) путем валидации карты (социальной карты) или электронного устройства пассажир обращается в билетную кассу.
139. При оформлении проездного документа (билета) путем валидации карт или электронных устройств с использованием технологии NFC запись реквизитов электронного билета обеспечивается перевозчиком в соответствии с правилами перевозчика, в том числе при наличии у перевозчика автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте, обеспечивающей оформление и продажу проездных документов (билетов), в такой системе.
140. По окончании оформления проездного документа (билета) и оплате поездки картой (в том числе с использованием технологии проведения бесконтактного платежа) или списанием средств с баланса электронного устройства с использованием технологии NFC производится уменьшение остатка денежных средств на сумму стоимости проезда в поезде по маршруту следования пассажира за вычетом предварительно зарезервированной суммы поездки.
141. По требованию пассажира после оплаты проезда в поезде с использованием карт или электронного устройства с использованием технологии NFC перевозчики обязаны представлять пассажиру документ, подтверждающий факт оформления перевозки, факт оплаты с указанием лицевого счета карты, суммы списанных средств, даты и времени проведения операции.