Действующий

О направлении методических рекомендаций

6.1. Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий по дополнительным профессиональным программам


Обучение по ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (далее - ДПП с ЭО, ДОТ) - это использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает ДПП полностью удаленно с использованием специализированной электронной/дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается Организацией. Все коммуникации с обучающимся осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).

Применение (использование) ЭО, ДОТ при реализации Организацией ДПП обуславливается в каждом конкретном случае условиями, имеющимися у самих Организаций, а именно наличием:

- разработанной нормативной базы (локальные акты Организации, регламентирующие порядок и особенности реализации ДПП с ЭО, ДОТ); в основе которой будут положения Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании", а также "Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДПП от 1 июля 2013 г. N 499;

- необходимой материально-технической базы (электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися ДПП в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся).

Эффективное внедрение ЭО, ДОТ и использование электронных образовательных ресурсов возможно при условии наличия качественного доступа преподавателей и обучающихся к информационно-телекоммуникационной сети Интернет:

- с использованием установленных программно-технических средств для обучающихся и преподавателей на скорости не ниже 512 Кбит/с;

- в труднодоступных районах, подключаемых к сети Интернет с использованием спутниковых каналов связи, скорость прямого канала должна быть не ниже 512 Кбит/с, обратного - не ниже 128 Кбит/с;

- порта доступа к устройству из сети Интернет.

Интернет со скоростью не ниже 10 Мбит/с и возможностью установления не менее 20 одновременных сессий по 512 Кбит/с.

Услуга подключения к сети Интернет должна предоставляться в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ при обеспечении совокупной доступности услуг не менее 99,5% в месяц.

Рабочее место преподавателя и обучающегося должно быть оборудовано персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками).

Требования к рабочему месту преподавателя определяются внутренним локальным нормативным актом Организации.

Рабочее место преподавателя рекомендуется оснащать интерактивной доской с проектором. Также могут использоваться принтер, сканер (или многофункциональное устройство).

Используемая система ЭО, ДОТ должна удовлетворять следующим требованиям по управлению курсом:

- разработчик курса (преподаватель, автор ДПП) должен иметь полный контроль над курсом: изменение настроек, правка содержания, обучение;

- преподаватель должен иметь все возможности по организации обучения без возможности изменять контент курса (при необходимости внести изменения, например, добавить индивидуальное задание для обучающегося, преподаватель обращается к разработчику курса);

- должна быть обеспечена возможность загрузки курсов, в том числе в формате SCORM, СДО "Moodle";

- должна быть обеспечена возможность включения в ДПП большого набора различных элементов: ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, редактора "ленты времени", построения схем и др.;

- должна быть обеспечена удобная возможность редактирования текстовых областей с помощью встроенного HTML-редактора;

- должны быть предоставлены различные способы оценки работы обучающихся с возможностью создания собственных шкал для оценки результатов обучения по критериям;

- все оценки должны собираться в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок;

- должна быть встроена удобная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая отслеживать участие как в курсе в целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса;

- должна быть интегрирована электронная почта, позволяющая отправлять копии сообщений в форумах, а также отзывы и комментарии педагогических работников и другую учебную информацию.

Местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения Организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся в соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона N 273.

Организации самостоятельно определяют:

- порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона N 273;

- условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды (далее - ЭИОС), обеспечивающей освоение обучающимися ДПП в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона N 273;

- обеспечение идентификации личности обучающегося и контроль соблюдения условий проведения образовательных мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.