Происходящее сегодня бурное развитие инновационных, и, прежде всего, цифровых технологий оказывает значимое влияние на все сферы деятельности, включая сферу дополнительного профессионального образования. Задача создания новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы, а именно повышение качества жизни граждан на основе широкого применения инновационных, в том числе с использованием цифровых технологий, ставит перед системой ДППО новые вызовы. Наиболее эффективный ответ на эти вызовы - цифровая трансформация ДППО в целом, и внедрения инновационных, в том числе цифровых технологий в реализацию ДПП.
Основной целью происходящих и планируемых сегодня изменений, связанных с цифровой трансформацией ДППО является создание многомерного пространства возможностей для профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, удовлетворения их разнообразных интересов, потребностей и запросов, устранения профессиональных дефицитов в профессиональной деятельности как условия ликвидации зон низкого качества образования и развития кадрового потенциала системы образования.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
- обеспечение цифровой инфраструктуры организаций, реализующих ДПП, позволяющей решать задачи цифровой трансформации. Создание инфраструктурных условий (цифровое оборудование, сети передачи данных и доступ в Интернет, наличие специализированных цифровых средств учебного назначения, наличие программных продуктов, наличие доступа к сервисам универсального и учебного назначения);
- повышение эффективности и качества ДПП за счет использования современных средств и методов обучения, увязки содержания обучения с потребностями практики педагогических работников и управленческих кадров, приближения обучения к рабочему месту посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- развитие цифровой образовательной среды ДППО с целью обеспечения единого подхода к повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических работников и управленческих кадров с использованием инновационных, в том числе цифровых технологий;
- разработка и внедрение инновационных технологий, в том числе с использованием цифровых технологий, создание сети симуляционных центров (виртуальных лабораторий как обучающих приложений по биологии, физике, математике, химии, экологии и др.) для обучения по ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- эффективное использование элементов и составляющих цифровой инфраструктуры организаций, реализующих ДПП, для получения качественных образовательных результатов по ДПП. Это неизбежно сопряжено с изменениями в организации образовательной деятельности в ДППО и использованием инновационных технологий, цифровых средств при реализации ДПП, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- формирование цифровой грамотности у участников образовательной деятельности в реализации ДПП. Факторами здесь выступает наличие цифровой образовательной среды, организационные условия, выстраивание системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров;
- совершенствование нормативной базы цифровой трансформации ДППО, реализации ДПП с использованием инновационных, в том числе с использованием цифровых технологий, включающую в себя выявление малоэффективных нормативов, осуществление коррекции и разработки новых нормативов в соответствии со следующими принципами:
- андрагогическая направленность обеспечивает развитие организаций, реализующих ДПП, как организаций образования взрослых на основе учета специфики обучения взрослого человека, где образование взрослых рассматривается как базисная, фундаментальная основа инновационного развития общества и человека;
- вариативность траекторий профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров за счет различий в содержании профессиональных дефицитов и их глубине, разнообразия содержания ДПП и форм их реализации, возможности использования цифровых ресурсов и инновационных технологий, использования формального, неформального и информального образования;
- дифференцированность учитывает дифференцированные подходы в выборе форм, методов, технологий и сроков повышения квалификации и профессиональной переподготовки по ДПП в зависимости от диагностируемого уровня профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
- инновационность направлена на быстрое реагирование ДПП на инновационные процессы, происходящие в обществе; на структурные и содержательные преобразования образовательного пространства в ДППО; проектирование и конструирование новой инфраструктуры, среды, технологий, инновационных образовательных практик и др.;
- интерактивность обучения направлена на широкое применение современных образовательных технологий (онлайн-обучение с использованием цифровых технологий, "ситуационные кейсы", тренажеры, компьютерные симуляторы, деловые игры, тренинги, проекты, творческие работы и др.);
- кооперация и сотрудничество предусматривают развитие сетевых форм реализации ДПП с использованием инновационных, в том числе цифровых технологий; построения новых связей и отношений за счет организации сетевого сотрудничества с организациями, реализующими ДПП в Российской Федерации;
- многоуровневость обеспечивает интеграцию стимулов и ресурсов профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, предоставляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, учет многообразия образовательных запросов;
- непрерывность и результативность обеспечивают право на качественное образование в течение всей жизни; всесторонность и целостность в развитии человека как личности и индивидуальности на протяжении всей жизни; направленность на достижение преемственности уровней профессионального образования, предполагающее непрерывное совершенствование/формирование профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников и управленческих кадров в условиях изменения целей, содержания, технологий, нормативного регулирования профессиональной деятельности;
- открытость системы ДППО обеспечивает возможность включения новых элементов, способных стать действенными стимулами и механизмами профессионального развития и реализации профессиональной карьеры педагогических работников и управленческих кадров в изменяющихся условиях профессиональной деятельности;
- персонификация и ответственность обеспечивают педагогическим работникам и управленческим кадрам возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут по устранению профессиональных дефицитов и удовлетворению образовательных потребностей и запросов; обеспечивать вариативность, разнообразие, многоуровневый характер ДПП, включающих использование инновационных, в том числе цифровых технологий и предусматривающих адресную поддержку каждому работнику образования на основе доверия и понимания;
- практикоориентированность и наукоемкость обеспечивают переход от информирования педагогических работников и управленческих кадров к сопровождению внедрения и развития новых образовательных и культурных практик, а также реализацию компетентностного подхода, направленного на формирование у педагогических работников и управленческих кадров компетенций, необходимых для обеспечения высокого уровня профессиональной деятельности; при этом уровень формируемых/совершенствуемых в процессе освоения ДПП компетенций фиксируется на начальном этапе обучения (входной контроль) и этапе завершения обучения (итоговая аттестация);
- регионализация обеспечивает преодоление разрыва между потребностями работодателей, рынка труда и содержанием ДПП, включающих использование инновационных, в том числе цифровых технологий в их реализации; разработку разнообразных по содержанию и формам реализации ДПП в соответствии с региональными особенностями, потребностями и запросами, в том числе индивидуальными, педагогических работников и управленческих кадров.