Действующий

Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (с изменениями на 23 ноября 2023 года)

III. Цели, задачи, мероприятия и показатели (индикаторы) государственной политики в сферах агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов


Ежегодно мировая экономика существенно трансформируется, и, как следствие, появляется необходимость формирования прорывных решений и технологий для внедрения платформы по долгосрочному перспективному развитию агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов для устойчивого социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности отечественной продукции указанных комплексов, усиления продовольственной безопасности Российской Федерации, развития научного и инновационного направлений (генетика и селекция), обеспечения эффективного вовлечения в оборот и управления землями сельскохозяйственного назначения, воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, цифровой трансформации, развития новых направлений экспорта.

Российская Федерация в настоящее время находится в условиях внешнеполитического санкционного давления, усиления структурных дисбалансов в мировой экономике, использования дискриминационных мер в отношении ключевых отраслей и подотраслей российской экономики, роста конфликтного потенциала в зонах экономических интересов страны и вблизи ее границ, увеличения колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков, изменения структуры мирового спроса на энергоресурсы, деятельности антироссийских экономических объединений, уязвимости информационной инфраструктуры, а также исчерпания экспортно-сырьевой модели развития и отсутствия российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики. Также на развитие российской экономики в целом и агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в частности негативное влияние оказало распространение в 2020-2021 годах новой коронавирусной инфекции.

Государственная политика в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в наибольшей степени влияет на достижение национальных целей, обозначенных в Указе о национальных целях, на их основные приоритеты, направленные на обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации, роста доходов населения и занятости, социальное обеспечение сельского населения, поддержку предпринимательства в сельской местности, включая сферу сельского туризма, увеличение предложения жилья на селе и повышение его качества, рост уровня технологического развития и цифровизации, наращивание уровня и качества инвестиций в основной капитал, рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров, повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов с учетом процессов по импортозамещению, достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики.

При этом развитие агропромышленного комплекса напрямую связано с качеством и уровнем жизни сельского населения и социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований в целом. Стоит учитывать необходимость развития инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.

Государственная политика в агропромышленном комплексе учитывает в среднесрочной перспективе повышение качества жизни сельского населения за счет реализации мероприятий по созданию новых субъектов малого и среднего предпринимательства, улучшению жилищных условий, повышению доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций, цифровых сервисов, объектов торговли, обеспечивающих физическую доступность продовольственных и бытовых товаров.

Для прорывного развития агропромышленного комплекса необходимо обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Российской Федерации, а также на формирование единой цифровой базы, позволяющей агрегировать все необходимые данные о состоянии отраслей, подотраслей и направлений указанных комплексов.

С учетом ежегодных климатических изменений, возникновения опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций природного характера немаловажную роль в развитии агропромышленного комплекса играет механизм сельскохозяйственного страхования, позволяющий осуществлять страховую защиту связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Важное значение для развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов имеет создание качественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства, пищевой промышленности, рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), а также в области государственного и муниципального управления.

Основу государственной политики в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, включая устойчивое развитие сельских территорий, планируется сформировать из 8 целей Стратегии, направленных на достижение национальных целей, обозначенных в Указе о национальных целях, а именно: национальная цель N 3 "Комфортная и безопасная среда для жизни" и национальная цель N 4 "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" формируют цель Стратегии "Сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации".

Для достижения указанной цели реализуются:

в рамках государственной программы развития сельских территорий - мероприятия по улучшению жилищных условий сельского населения, развитию рынка труда на сельских территориях, созданию и развитию социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройству сельских территорий, а также аналитическому, нормативному, методическому обеспечению комплексного развития сельских территорий;

в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства - мероприятия по созданию системы поддержки фермеров и сельской кооперации, развитию сельского туризма.

Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанной цели, являются:

доля сельского населения в общей численности населения Российской Федерации:

до 2024 года - 25 процентов (базовый вариант), 25 процентов (целевой вариант);

в 2030 году - 23,6 процента (базовый вариант), 25 процентов (целевой вариант);

соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств:

до 2024 года - 65,2 процента (базовый вариант), 65,2 процента (целевой вариант);

в 2030 году - 65,3 процента (базовый вариант), 70 процентов (целевой вариант);

доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах:

до 2024 года - 42 процента (базовый вариант), 42 процента (целевой вариант);

в 2030 году - 42 процента (базовый вариант), 54 процента (целевой вариант);

количество человек, вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки (нарастающим итогом):

до 2024 года - 99 тыс. человек (базовый вариант), 122 тыс. человек (целевой вариант);

в 2030 году - 174 тыс. человек (базовый вариант), 198 тыс. человек (целевой вариант);

количество объектов сельского туризма, реализуемых с помощью государственной поддержки (нарастающим итогом):

до 2024 года - 266 единиц (базовый вариант), 400 единиц (целевой вариант);

в 2030 году - 1166 единиц (базовый вариант), 2000 единиц (целевой вариант).