Действующий

Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом (с изменениями на 17 октября 2022 года)

Двустороннее гуманитарное сотрудничество


92. Важную роль в гуманитарном сотрудничестве играют двусторонние связи. Россия проводит последовательную многовекторную гуманитарную политику за рубежом и готова развивать практику культурных, научных, образовательных и спортивных обменов со всеми государствами, ориентируясь на двусторонние международные договоры о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, туризма, молодежной политики, средств массовой информации. Политическая, экономическая ситуация, складывающаяся в том или ином государстве, не должна отражаться на развитии отношений в гуманитарной сфере. Россия в вопросах двустороннего гуманитарного сотрудничества открыта для всего мира. В то же время объем и формы двустороннего гуманитарного сотрудничества с разными государствами зависят от истории, традиций, географических факторов, уровня двусторонних отношений, состояния договорно-правовой базы, материальных и финансовых возможностей и заинтересованности участников такого сотрудничества.

93. Необходимо обеспечить проведение на равноправной и взаимовыгодной основе культурных обменов с партнерами России из государств "Группы двадцати". При этом следует добиваться реализации договоренностей, достигнутых в гуманитарной сфере в рамках этого формата, в том числе касающихся сохранения культурного и языкового многообразия, развития системы образования, соблюдения этики научных исследований.

94. Приоритетной задачей остается углубление двустороннего сотрудничества в области культуры, науки, образования, молодежной политики, спорта, туризма с государствами на постсоветском пространстве: с государствами - участниками СНГ, с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия.

(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 17 октября 2022 года N 747. - См. предыдущую редакцию)

95. При развитии гуманитарных и культурных связей с прибалтийскими государствами, а также с Молдавией и Грузией следует учитывать вопросы соблюдения прав русскоязычного населения в этих государствах.

96. Необходимо уделять особое внимание развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества со славянскими странами с учетом наших общих культурно-исторических традиций. Целесообразно всемерно содействовать сотрудничеству, осуществляемому в рамках общественных организаций, в частности Форума славянских культур.

97. Одним из направлений двустороннего гуманитарного сотрудничества является сохранение участия России в системе европейского культурного взаимодействия. Необходимо поддерживать сбалансированное взаимовыгодное двустороннее гуманитарное сотрудничество с западноевропейскими государствами, а также способствовать расширению российского культурного присутствия в центрально- и восточноевропейском регионах с учетом готовности к этому государств регионов.

98. В целях развития двустороннего гуманитарного сотрудничества следует активно использовать потенциал многочисленной российской диаспоры для популяризации за рубежом отечественной культуры, науки, образования, спорта, туризма, а также для формирования объективного представления об истории и современной жизни России.

99. Следует расширять двустороннее гуманитарное сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (в том числе по линии регионального партнерства) с учетом их возрастающей роли в современных международных отношениях и наличия в этих странах развитой культурной инфраструктуры.

100. Особое значение имеет традиционное и все более динамично развивающееся двустороннее гуманитарное сотрудничество с Китаем. Необходимо продолжать последовательную работу по выведению на новый уровень взаимодействия с Индией. Широкие перспективы у потенциала гуманитарной дипломатии в отношениях с Японией с учетом большого спроса на русскую культуру в японском обществе. Требуются серьезные усилия для дальнейшей активизации двустороннего гуманитарного сотрудничества с Вьетнамом, Лаосом, Монголией, значительная часть политической элиты и творческой интеллигенции которых получила образование в нашей стране и продолжает ориентироваться на российские духовные ценности. Хорошие перспективы имеет практика привлечения в Россию молодежи из азиатских стран в целях получения высшего образования. Весомый потенциал имеет двустороннее сотрудничество в области спорта, в том числе в части, касающейся предоставления командам из азиатских стран площадок для проведения сборов и тренировок по зимним видам спорта.

101. В отношении государств Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки следует стремиться к повышению уровня гуманитарного сотрудничества с ними и культурного присутствия в них России с учетом взаимных интересов, материальных и финансовых возможностей. Важное место в развитии связей с государствами этих регионов занимают культурные и образовательные обмены, расширение практики подготовки иностранных специалистов по российским образовательным стандартам, сотрудничество в области спорта, особенно в части, касающейся обмена опытом проведения крупных спортивных мероприятий, противодействия политизации спорта. Значительный потенциал существует также для развития сотрудничества с этими государствами в области туризма.

102. Особого внимания требует развитие двустороннего гуманитарного сотрудничества с Алжиром, Египтом, Израилем, Иорданией, Ираком, Ливаном, Ливией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Саудовской Аравией, Сирией, Ираном, Афганистаном, а также с Государством Палестина.

103. Широкие возможности имеются для развития двустороннего гуманитарного сотрудничества с Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Кубой, Мексикой, Никарагуа, Парагваем, Уругваем и Чили.