Действующий

Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом (с изменениями на 17 октября 2022 года)

I. Общие положения


1. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.

2. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации", другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере гуманитарной политики.

3. Настоящая Концепция дополняет и развивает положения Основных направлений политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, учитывает основные положения документов стратегического планирования Российской Федерации, затрагивающих вопросы международных отношений Российской Федерации.

4. В современном мире повышенное внимание уделяется роли человека и человеческого капитала, вследствие чего социально-гуманитарный потенциал активно используется в различных областях международных отношений и мировой политики, включая культуру, науку, образование, спорт и туризм. Деятельность в этих областях направлена на укрепление сотрудничества, взаимного доверия, развитие человеческого капитала, что приобретает особую значимость в период трансформации мировой политической системы. При реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом необходимо учитывать взаимосвязанный и взаимозависимый характер современных международных отношений.

5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Ее уникальность демонстрировали миру не только труды выдающихся представителей литературы, музыки и науки, таких как Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский, П.И.Чайковский и Д.Д.Шостакович, Д.И.Менделеев и И.В.Курчатов, но и богатое культурное и духовное наследие многонационального народа России.

6. Несмотря на сложный исторический путь России, ее культура всегда объединяла российский народ. Накопленный веками исторический опыт, богатейшее культурное наследие и духовный потенциал России позволили ей занять особое место в мировом культурном пространстве и создали возможности для успешного продвижения за рубежом традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также лучших отечественных достижений в области культуры, науки, образования, спорта и информационно-коммуникационных технологий.

7. Уникальное географическое положение России предопределило синтез европейского и азиатского начал в культуре ее многонационального народа. Важным элементом формирования ценностных основ жизни российского общества, ее культурного своеобразия и национального менталитета стал общинный характер развития, выразившийся в том числе в стремлении как каждого человека, так и всего общества к социальной справедливости и реализации долгосрочных целей. Кроме того, многовековое мирное сосуществование на одной территории различных народов и религиозных групп способствовало развитию и взаимообогащению культур, уважению обычаев и традиций, терпимости к различным верованиям, инакомыслию, а также пониманию неприемлемости навязывания ценностей извне.

8. Гуманитарная политика Российской Федерации за рубежом является неотъемлемой частью внешней политики Российской Федерации. Особую роль в гуманитарной сфере играет культура как эффективный инструмент сглаживания противоречий между государствами и формирования объединительной международной повестки дня.

9. На мировой арене продолжает усиливаться борьба за культурное влияние с широким вовлечением в нее новых центров силы. Глобализация по-прежнему не только способствует взаимообогащению национальных культур, но и ставит под угрозу культурную самобытность стран и народов. В связи с этим при реализации настоящей Концепции следует учитывать увеличение количества попыток принизить значимость российской культуры и российских гуманитарных проектов, распространить и навязать искаженную трактовку истинных целей России по ознакомлению мировой общественности с ее культурным наследием и достижениями в различных гуманитарных областях, дискредитировать Русский мир, его традиции и идеалы, подменяя их псевдоценностями.

10. Кризис существующего миропорядка, многочисленные грубые нарушения прав человека, участившиеся случаи игнорирования Устава Организации Объединенных Наций (ООН), попытки политизации гуманитарной сферы и ее использования в качестве инструмента давления на государства и отдельных лиц, в том числе путем спекуляции на их гражданской, национальной и религиозной принадлежности, угрожают глобальной безопасности и действующим международно-правовым механизмам защиты прав человека.

11. На этом фоне особую актуальность приобретают многосторонние усилия и действия отдельных государств по укреплению системных основ международных отношений, прежде всего по обеспечению неукоснительного соблюдения Устава ООН. Российская Федерация исходит из того, что формирование международным сообществом политики в гуманитарной сфере и в области защиты прав человека должно осуществляться коллективно, с учетом мнения всех заинтересованных государств, многообразия цивилизаций и культур, традиций и особенностей исторического развития. Одним из приоритетов России в международных отношениях является отстаивание в рамках международных универсальных и региональных организаций значимости общечеловеческих ценностей и международного гуманитарного сотрудничества.

12. Духовно-культурный фундамент Российской Федерации будет способствовать упрочению позиций нашей страны на международной арене и достижению долгосрочных целей ее устойчивого развития.