Действующий

Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации (с изменениями на 13 августа 2024 года)

Атлантическое региональное направление

     

53. Национальная морская политика на Атлантическом региональном направлении определяется с учетом существования НАТО, деятельность которой направлена на прямое противоборство с Российской Федерацией и ее союзниками.

54. Определяющим фактором в отношениях с НАТО остаются неприемлемость для Российской Федерации планов продвижения к ее границам военной инфраструктуры НАТО и попытки придания альянсу глобальных функций.

55. Целями национальной морской политики на Атлантическом региональном направлении являются решительное отстаивание и надежное обеспечение национальных интересов Российской Федерации в регионе, создание условий для стабильного экономического сотрудничества с иностранными государствами.

56. Приоритетами национальной морской политики на Атлантическом региональном направлении являются:

1) в Атлантическом океане:

взаимодействие с государствами бассейна Атлантического океана в целях обеспечения стратегической стабильности в его акватории и на прилегающих территориях;

развитие и наращивание объема морских перевозок, рыболовства, морских научных исследований и мониторинга морской среды;

расширение морских научных исследований в интересах сохранения и закрепления позиций Российской Федерации в регионе;

выполнение геолого-разведочных работ в пределах российского разведочного района по поиску глубоководных полиметаллических сульфидов в рамках контрактов Российской Федерации с Международным органом по морскому дну;

разработка и внедрение новых технологий и технологических глубоководных комплексов для разведки и добычи минеральных ресурсов дна Атлантического океана;

2) в Балтийском море:

развитие отечественной прибрежно-портовой инфраструктуры -железнодорожных путей, логистических центров и портовых комплексов, в том числе по переработке и транспортировке углеводородных ресурсов, в интересах переориентации экспортных и импортных грузов на отечественные порты;

дальнейшее развитие в интересах экспорта системы подводных трубопроводов, обеспечение их эффективного и безопасного функционирования;

создание в г. Санкт-Петербурге, Калининградской и Ленинградской областях благоприятных условий для развития морского транспорта, строительства конкурентоспособных судов морского, ледокольного (атомных и дизель-электрических) и рыбопромыслового флотов как одного из ключевых элементов специализации на данном региональном направлении;

развитие сил (войск) и системы базирования Балтийского флота, его способности гарантированно обеспечить защиту национальных интересов Российской Федерации в Балтийском море;

обеспечение транспортной доступности Калининградской области за счет функционирования паромной линии в направлении морских портов Усть-Луга и Санкт-Петербурга;

модернизация действующих и строительство новых мощностей рыбохозяйственного комплекса, в первую очередь обновление рыбопромыслового флота и средств производства рыбоперерабатывающих предприятий;

проведение комплексных научных исследований, включающих в себя мониторинг состояния подводных потенциально опасных объектов, в том числе в местах захоронения химического оружия, и состояния подводных трубопроводов;

развитие круизного и яхтенного туризма;

сохранение морского культурно-исторического наследия на основе взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных общественных объединений и организаций;

3) в Черном и Азовском морях:

всестороннее укрепление геополитических позиций Российской Федерации в регионе;

обеспечение на основе норм международного морского права благоприятного для Российской Федерации международного правового режима Черного и Азовского морей и порядка использования их водных биоресурсов, разведки и эксплуатации месторождений углеводородного сырья, прокладки и эксплуатации подводных трубопроводов;

совершенствование и усиление группировок сил (войск) Черноморского флота, развитие их инфраструктуры в Крыму и на побережье Краснодарского края;

строительство конкурентоспособных судов морского транспорта, пополнение флота судами смешанного (река-море) плавания;

модернизация и развитие прибрежной инфраструктуры и портовых мощностей в целях их соответствия прогнозному росту морских перевозок экспортных и импортных грузов;

дальнейшее развитие экспортной газотранспортной системы, в том числе системы подводных трубопроводов;

реализация транспортно-транзитного потенциала приморских территорий путем развития международных транспортных коридоров;