Действующий

Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации

Арктическое региональное направление

     

50. Национальная морская политика на Арктическом региональном направлении обусловлена значительными минеральными и углеводородными ресурсами, которыми богаты исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации в Северном Ледовитом океане, возрастающим значением Северного морского пути в системе мировых транспортных коммуникаций, возрастающей ролью Военно-Морского Флота в обеспечении обороны страны в Арктической зоне Российской Федерации, а также превращением Арктики в регион глобальной конкуренции не только с экономической, но и с военной точки зрения. С учетом этих факторов приоритетами национальной морской политики на Арктическом региональном направлении являются:

1) упрочение лидирующих позиций Российской Федерации в изучении и освоении морских пространств Арктики, включая проведение геолого-разведочных работ, обновление имеющихся данных о месторождениях полезных ископаемых и безопасное освоение месторождений природных ресурсов арктического континентального шельфа Российской Федерации;

2) снижение уровня угроз национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение стратегической стабильности в Арктической зоне Российской Федерации;

3) обеспечение заданного оперативного режима в Арктической зоне Российской Федерации за счет укрепления боевого потенциала сил (войск) Северного и Тихоокеанского флотов, а также органов федеральной службы безопасности в соответствии с существующим и прогнозируемым характером военных опасностей и военных угроз Российской Федерации в Арктике;

4) всестороннее развитие Северного морского пути в целях превращения его в безопасную круглогодичную и конкурентоспособную на мировом рынке национальную транспортную коммуникацию Российской Федерации;

5) обеспечение неизменности исторически сложившегося международно-правового режима внутренних морских вод в арктических проливах Северного морского пути;

6) осуществление контроля военно-морской деятельности иностранных государств в акватории Северного морского пути;

7) широкое освоение природных ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе в Арктической зоне Российской Федерации, создание благоприятных условий для деятельности российских нефтегазодобывающих и газотранспортных компаний;

8) совершенствование системы управления судоходством в акватории Северного морского пути, комплексное развитие его портово-прибрежной инфраструктуры, формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, совершенствование навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, создание аварийно-спасательных центров;

9) развитие ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов в составе, необходимом и достаточном для обеспечения безопасного, круглогодичного и экономически выгодного судоходства в акватории Северного морского пути и других транспортных коридорах Арктической зоны Российской Федерации;

10) развитие системы обеспечения поиска и спасания людей, системы предотвращения и ликвидации последствий аварийных разливов нефти на море в Арктической зоне Российской Федерации;

11) осуществление активного взаимодействия с арктическими государствами в целях разграничения морских пространств, в том числе арктического шельфа, с учетом национальных интересов Российской Федерации, на основе норм международного права и взаимных договоренностей;

12) продолжение морских научных исследований, изысканий и работ в целях расширения и юридического закрепления внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;

13) формирование промышленной, технологической и научной базы хозяйственного освоения арктических приморских территорий Российской Федерации и прилегающих к ним акваторий;

14) повышение эффективности государственного управления в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, включая совершенствование системы государственного управления в сфере морской деятельности в Арктике;

15) создание единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации, включая строительство трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи;

16) использование туристско-рекреационного потенциала приморских территорий Российской Федерации, акватории и островов Северного Ледовитого океана, сохранение морского природного и культурно-исторического наследия на основе взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных общественных объединений и организаций;

17) проведение комплексных научных исследований состояния и загрязнения морской среды в Арктике в условиях активного антропогенного воздействия, учет роли Арктического бассейна в глобальных климатических процессах;

18) осуществление комплексной защиты природной среды арктических акваторий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;

19) развитие систем мониторинга обстановки в Арктике, проведение комплексных научных исследований, включающих в себя мониторинг состояния подводных потенциально опасных объектов, в том числе осуществление контроля за химической и радиационной обстановкой в местах захоронения химического оружия, радиоактивных отходов и крупных аварийных объектов, имеющих высокий уровень радиоактивности;

20) повышение боевого потенциала и развитие системы базирования Северного флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности, сил и средств Росгвардии;

21) диверсификация и активизация морской деятельности на архипелагах Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля и острове Врангеля.