490. Командир дежурного плавсредства назначается из числа командиров и старшин плавсредств или лиц, допущенных к несению вахты вахтенным офицером на ходу корабля.
491. Командир дежурного плавсредства отвечает:
1) за безопасность плавания плавсредства;
2) за своевременную готовность и правильное использование плавсредства;
3) за недопущение превышения допустимой нагрузки на плавсредство при соответствующих обстоятельствах и условиях.
492. Командир дежурного плавсредства подчиняется вахтенному офицеру (дежурному по кораблю). Командиру дежурного плавсредства подчиняется команда плавсредства.
493. Командир дежурного плавсредства обязан:
1) соблюдать правила пользования корабельными плавсредствами, требовать от лиц, находящихся в плавсредстве, выполнения воинских приветствий;
2) содержать плавсредство в исправности, полностью укомплектованным предметами снабжения и в надлежащем порядке;
3) докладывать вахтенному офицеру (дежурному по кораблю), заведующему плавсредством и помощнику командира корабля обо всех недостатках и неисправностях, о необходимости окраски или ремонта;
4) следить за внешним состоянием плавсредства на ходу, положением флага, за тем, чтобы за бортом не было кранцев, концов и других предметов, и при выявлении недостатков устранять их;
5) руководствоваться нормами международного морского права и местными правилами, а также указаниями дежурного по кораблю (вахтенного офицера), полученными при отходе от борта корабля (причального сооружения);
6) соблюдать меры предосторожности, выработанные морской практикой, контролировать и заблаговременно учитывать изменения гидрометеорологической обстановки;
7) при аварии плавсредства руководить действиями команды плавсредства по борьбе за его живучесть и принимать все меры по спасанию личного состава;
8) оказывать помощь терпящим бедствие на воде;
9) незамедлительно докладывать старшему из присутствующих на плавсредстве, а при отправлении от борта корабля - дежурному по кораблю (вахтенному офицеру) о перегрузке плавсредства грузами или пассажирами;
10) учитывать фактическую гидрометеорологическую обстановку, перед отходом плавсредства уточнять информацию о ней у дежурного по кораблю (вахтенного офицера);
11) учитывать навигационную обстановку на рейде (в гавани, порту) и по маршруту перехода, уметь использовать средства связи и установленные сигналы для связи с кораблем;
12) знать расписание рейсов дежурного плавсредства в соответствии с суточным планом и к назначенному времени быть готовым для подхода к трапу (причалу), отходить от трапа (причала) в точно установленное расписанием время, запрашивая на то разрешение старшего из присутствующих. Например: "Товарищ капитан-лейтенант. Время вышло".