596. Безопасность военной службы на корабле заключается в поддержании условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава корабля, командования и лиц, временно находящихся на корабле, осуществляющих профессиональную служебную деятельность, и защиту окружающей среды от воздействия опасных факторов военной службы.
597. Лица, прибывающие на корабль к новому месту службы или в командировку, в день прибытия обязаны пройти в установленном порядке инструктаж по требованиям безопасности военной службы на корабле и корабельным правилам. Прибывающие на корабль представители предприятий промышленности проходят инструктаж по требованиям безопасности перед выполнением работ.
598. Командиры боевых частей (начальники служб) обязаны принимать все меры для обеспечения безопасности проводимых в их подразделениях работ.
599. Для предупреждения несчастных случаев перед выполнением работ проводится инструктаж личного состава, участвующего в работах, по требованиям безопасности, о чем делается запись в журнале инструктажа и в вахтенном журнале. В местах грузоподъемных работ выставляются таблички с предупредительными надписями, а при необходимости выставляется оцепление. Открытые люки и выступающие части устройств и механизмов ограждаются леерами.
600. Для обеспечения безопасности грузоподъемных работ на кранах, стрелах, шлюпбалках и талях обязательны надписи с указанием грузоподъемности и даты очередного испытания.
601. Перед тем как поднять человека на высоту для проведения работ, руководитель работ обязан убедиться в прочности и надежности средств, применяемых для этой цели. Кроме того, он обязан получить разрешение у вахтенного офицера (дежурного по кораблю), а при работах в местах расположения антенн также поставить в известность командиров подразделений, в заведовании которых они находятся. Применяемые работающими на высоте лицами инструменты и предметы оборудования крепятся штертами так, чтобы исключить их падение вниз.
602. При необходимости работ за бортом корабля руководитель работ производит спуск назначенного лица, который обязан быть обвязан страховочным концом (поясом) и обязан быть в спасательном жилете поверх страховочного конца, на специально подготовленной закрепленной беседке (люльке). На месте работ выставляется страхующий, который обязан надежно крепить страховочный конец и находиться на месте спуска до окончания работ за бортом. Длина страховочного конца выбирается таким образом, чтобы предупредить травмирование работающего за бортом лица за счет рывка конца или удара о твердые поверхности.
603. Тральные расчеты, лотовые и личный состав постов сбрасывания мин и приема (передачи) грузов на ходу корабля во время работы обязаны быть в спасательных жилетах и страховочных поясах (одетыми под спасательный жилет).
604. Лица, выходящие на верхнюю палубу в штормовых условиях, при выполнении полетов корабельной авиации и при обледенении палуб корабля обязаны быть в спасательных жилетах и страховочных поясах (одетыми под спасательный жилет).
605. Личный состав швартовых групп (команд) для выполнения работ независимо от погодных условий обязан быть в спасательных жилетах и защитных касках, а на подводной лодке также пристегнуты стропами к палубным направляющим рельсам страховочными поясами (одетыми под спасательный жилет).
606. При стоянке корабля у причальных сооружений или в доке помощник командира корабля и главный (старший) боцман обязаны обеспечить исправность бортовых ограждений, а также надежность крепления сходней, трапов и доковых лесов, в темное время суток - освещение трапов, лесов и сходней.
607. Перед выходом в море заведующие надежно крепят все предметы, которые могут сместиться под действием качки, в том числе летательные аппараты, робототехнические комплексы, корабельные плавсредства. Кроме того, обязаны проверить и обтянуть леерное ограждение, штормовые леера, убедиться в герметичности дверей, люков и горловин, выходящих на верхнюю палубу и надстройки.
608. На подводной лодке, находящейся в море в надводном положении, при благоприятных гидрометеорологических условиях с разрешения командира корабля личному составу разрешается выходить наверх (в ограждение рубки) в количестве, им установленном, сделав об этом запись в вахтенном журнале. Вахтенный офицер обязан постоянно знать число лиц, находящихся в ограждении рубки.
609. При следовании подводной лодки в надводном положении запрещается без разрешения командира корабля выходить на верхнюю палубу, а также выходить наверх (в ограждение рубки) в штормовую погоду.
610. Находящиеся на ходовом мостике подводной лодки в штормовую погоду командир корабля и вахтенные во избежание падения их за борт обязаны быть в страховочных поясах, надежно закрепленных страховочными концами к ограждению рубки.
611. На подводной лодке в условиях штормовой погоды, при большом заливании мостика, для исключения попадания забортной воды в помещение центрального поста по приказанию командира корабля задраивается верхний рубочный люк.
612. При приготовлении подводной лодки к бою и походу в ограждении рубки надежно закрываются (задраиваются) двери, при приближении штормовой погоды вахтенный офицер лично проверяет их надежное задраивание, докладывает об этом командиру корабля и делает запись в вахтенном журнале.
613. В случае крайней необходимости выход личного состава на верхнюю палубу подводной лодки осуществляется только с разрешения командира корабля. Перед выходом личного состава на палубу командир корабля приводит подводную лодку на курс и дает скорость хода, при которых качка и заливаемость верхней палубы водой отсутствуют или являются наименьшими. Лица, выходящие на верхнюю палубу, обязаны быть в спасательных жилетах, пристегнуты стропами к палубным направляющим рельсам страховочными поясами (одетыми под спасательный жилет) и обвязаны страховочными концами, закрепленными под спасательным жилетом и у ограждения рубки. Их выход должны обеспечивать специально назначенные и подготовленные для этого лица, находящиеся у ограждения рубки и закрепленные страховочными поясами к ней. Всеми работами на верхней палубе руководит помощник командира корабля.
614. За контроль и поддержание газового состава воздуха в отсеках подводной лодки в пределах установленных норм отвечает начальник службы РХБЗ корабля или, если он не предусмотрен штатом, химик-санинструктор. Начальник медицинской службы подводной лодки обязан контролировать самочувствие личного состава.
615. Контроль наличия вредных примесей в воздухе отсеков, концентрации водорода, кислорода, углекислого газа осуществляется непрерывно под руководством начальника службы РХБЗ с помощью стационарных средств газового контроля и периодически с помощью переносных средств газового контроля. Результаты измерений начальник службы РХБЗ докладывает на ГКП (ЦП), делает запись в вахтенном журнале и в случае отклонения вредных примесей от установленных норм принимает меры по нормализации воздуха.
616. На кораблях для обеспечения безопасности работ при необходимости осуществляется газовый контроль в помещении, в котором проводятся работы, и в смежных с ним помещениях.
617. Меры безопасности при проведении пожароопасных работ на кораблях предусматриваются руководствами, утверждаемыми главнокомандующим Военно-Морским Флотом.
618. Запрещается тушение пожара в помещениях корабля, а также работа в задымленных и загазованных помещениях без изолирующих средств защиты органов дыхания. Для работы в таких помещениях назначается не менее двух человек в изолирующих средствах защиты органов дыхания. Для оказания срочной помощи работающим и поддержания связи с ними вблизи входа в эти помещения выставляются страхующие с изолирующими средствами защиты органов дыхания в положении "наготове".
619. Руководитель и лица, работающие в изолирующих средствах защиты органов дыхания, обязаны строго соблюдать установленные требования безопасности:
1) убедиться в исправности изолирующих средств защиты органов дыхания;
2) обеспечить надежную взаимную страховку работающих;
3) обеспечить страховку работающих и устойчивую связь с ними;
4) контролировать продолжительность работы, не допускать превышения установленного времени работы в изолирующих средствах защиты органов дыхания с учетом температурных условий в помещении и характера выполняемой работы;