Форма
Экспертное заключение |
(название учебного пособия, класс) |
(автор (авторский коллектив) учебного пособия) |
(наименование издателя(-ей) |
(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебное пособие) |
(фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта) |
1. Сведения о квалификации эксперта: | |
Образование | Уровень образования, специализация/специальность/ направления подготовки/профиль |
Ученая степень и (или) ученое звание | Указываются при наличии |
Стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ | Количество лет стажа/опыта, область знаний |
Опыт разработки или использования учебника(-ов), или учебно-методических пособий в электронной форме, или других электронных образовательных и информационных ресурсов | Да (указываются наименования соответствующих учебника(-ов) или учебно-методических пособий в электронной форме или других электронных образовательных и информационных ресурсов, в разработке которых эксперт принимал участие)/нет |
Опыт осуществления картографической деятельности (для выборочной экспертизы учебных пособий, содержащих картографический материал) | Количество лет стажа, опыта/наименования организаций |
Наличие высшего образования (квалификации) и опыта работы в области коррекционной педагогики (при проведении выборочной экспертизы специальных учебных пособий) | Образование/квалификация/количество лет стажа, опыта/наименования организаций |
2. Информация об учебном пособии: | |
2.1. Информация об учебном пособии | Наименование и авторский коллектив: |
2.2. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного пособия (при наличии) | Наименование и авторский коллектив: |
2.3. Уровень содержания учебного пособия | Базовый/углубленный уровень |
3. Критерии выборочной экспертизы учебного пособия |
N п/п | Критерии выборочной экспертизы учебного пособия | Соответствует/ не соответствует критерию | Примечание |
3.1. Общие критерии: | |||
3.1.1. | Обеспечение соответствия содержания учебного пособия требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ и их части | ||
3.1.2. | Наличие в наименовании учебного пособия информации о наименовании учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта | ||
3.1.3. | Представление в содержании учебного пособия научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету (при условии применимости) | ||
3.1.4. | Использование в содержании учебного пособия понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания (при условии применимости) | ||
3.1.5. | Наличие в учебном пособии сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости) | ||
3.1.6. | Изложение материалов учебного пособия с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебных пособий, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования) (при условии применимости) | ||
3.1.7. | Структурированность, логичность и последовательность содержания учебного пособия в изложении предметного материала | ||
3.1.8. | Проработанность методического аппарата учебного пособия в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной, проектной и творческой деятельности обучающихся | ||
3.1.9. | Проработанность методического аппарата учебного пособия в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему | ||
3.1.10. | Проработанность методического аппарата учебного пособия в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности (при условии применимости) | ||
3.1.11. | Проработанность методического аппарата учебного пособия в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения | ||
3.1.12. | Обеспечение возможности использования учебного пособия в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений (при условии применимости) | ||
3.1.13. | Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебного пособия (при условии применимости) | ||
3.1.14. | Изложение материалов учебного пособия с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся | ||
3.1.15. | Соответствие формы подачи материалов учебного пособия примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников) | ||
3.1.16. | Наличие в тексте учебного пособия ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации (при условии применимости) | ||
3.1.17. | Отражение в учебном пособии вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости) | ||
3.1.18. | Направленность содержания учебного пособия на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности (при условии применимости) | ||
3.1.19. | Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при условии применимости) | ||
3.1.20. | Отсутствие в учебном пособии ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям) | ||
3.1.21. | Соответствие текста учебного пособия нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издано учебное пособие, а также отсутствие в учебном пособии ненормативной лексики | ||
3.1.22. | Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебном пособии, целям достижения образовательных результатов по образовательным программам соответствующего уровня общего образования и направленности (при наличии) | ||
3.1.23. | Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение | ||
3.1.24. | Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам | ||
3.1.25. | Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству) | ||
3.1.26. | Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических | ||
3.1.27. | Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции | ||
3.1.28. | Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным | ||
3.1.29. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" | ||
3.1.30. | Отсутствие в учебном пособии информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи | ||
3.1.31. | Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебного пособия недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны | ||
3.1.32. | Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебного пособия фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий | ||
3.1.33. | Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебного пособия недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов | ||
3.1.34. | Наличие пошаговых решений к задачам (для задачников и практикумов) | ||
3.2. Дополнительные критерии для электронной формы учебного пособия: | |||
3.2.1. | Соответствие структуры и содержания печатной и электронной форм учебного пособия друг другу (при условии применимости) | ||
3.2.2. | Корректное отображение и функционирование электронной формы учебного пособия с помощью программ для операционных систем | ||
3.2.3. | Корректное отображение и функционирование электронной формы учебного пособия на электронных устройствах | ||
3.2.4. | Наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебного пособия заметок, закладок и перехода к ним | ||
3.2.5. | Наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебного пособия, на которой расположено содержание текущей страницы учебного пособия в электронной форме (при условии применимости) | ||
3.2.6. | Наличие в электронной форме учебного пособия дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету (при условии применимости) | ||
3.3. Дополнительные критерии для специальных учебных пособий, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся: | |||
3.3.1. | Выполнение печатной формы учебного пособия шрифтом Брайля | ||
3.3.2. | Наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся (при условии применимости) | ||
4. Общий вывод | |||
4.1. | Учебное пособие рекомендовано | да/нет |
Эксперт | / | / | ||||||||
(подпись) | фамилия, имя, отчество (при наличии) | |||||||||
" | " | 20 | г. |