Действующий

Об утверждении Порядка отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Приложение N 1
к Порядку отбора организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию
при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденному приказом
Министерства просвещения Российской Федерации
от 4 июля 2022 года N 517

     

Форма


Экспертное заключение
по результатам проведения выборочной экспертизы учебного пособия

(название учебного пособия, класс)

(автор (авторский коллектив) учебного пособия)

(наименование издателя(-ей)

(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебное пособие)

(фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта)


1. Сведения о квалификации эксперта:

Образование

Уровень образования, специализация/специальность/ направления подготовки/профиль

Ученая степень и (или) ученое звание

Указываются при наличии

Стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ

Количество лет стажа/опыта, область знаний

Опыт разработки или использования учебника(-ов), или учебно-методических пособий в электронной форме, или других электронных образовательных и информационных ресурсов

Да (указываются наименования соответствующих учебника(-ов) или учебно-методических пособий в электронной форме или других электронных образовательных и информационных ресурсов, в разработке которых эксперт принимал участие)/нет

Опыт осуществления картографической деятельности (для выборочной экспертизы учебных пособий, содержащих картографический материал)

Количество лет стажа, опыта/наименования организаций

Наличие высшего образования (квалификации) и опыта работы в области коррекционной педагогики (при проведении выборочной экспертизы специальных учебных пособий)

Образование/квалификация/количество лет стажа, опыта/наименования организаций

2. Информация об учебном пособии:

2.1. Информация об учебном пособии

Наименование и авторский коллектив:

2.2. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного пособия (при наличии)

Наименование и авторский коллектив:

2.3. Уровень содержания учебного пособия

Базовый/углубленный уровень

3. Критерии выборочной экспертизы учебного пособия

N п/п

Критерии выборочной экспертизы учебного пособия

Соответствует/ не соответствует критерию

Примечание

3.1. Общие критерии:

3.1.1.

Обеспечение соответствия содержания учебного пособия требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ и их части

3.1.2.

Наличие в наименовании учебного пособия информации о наименовании учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта

3.1.3.

Представление в содержании учебного пособия научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету (при условии применимости)

3.1.4.

Использование в содержании учебного пособия понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания (при условии применимости)

3.1.5.

Наличие в учебном пособии сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости)

3.1.6.

Изложение материалов учебного пособия с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебных пособий, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования) (при условии применимости)

3.1.7.

Структурированность, логичность и последовательность содержания учебного пособия в изложении предметного материала

3.1.8.

Проработанность методического аппарата учебного пособия в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной, проектной и творческой деятельности обучающихся

3.1.9.

Проработанность методического аппарата учебного пособия в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему

3.1.10.

Проработанность методического аппарата учебного пособия в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности (при условии применимости)

3.1.11.

Проработанность методического аппарата учебного пособия в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения

3.1.12.

Обеспечение возможности использования учебного пособия в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений (при условии применимости)

3.1.13.

Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебного пособия (при условии применимости)

3.1.14.

Изложение материалов учебного пособия с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся

3.1.15.

Соответствие формы подачи материалов учебного пособия примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников)

3.1.16.

Наличие в тексте учебного пособия ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации (при условии применимости)

3.1.17.

Отражение в учебном пособии вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости)

3.1.18.

Направленность содержания учебного пособия на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности (при условии применимости)

3.1.19.

Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при условии применимости)

3.1.20.

Отсутствие в учебном пособии ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям)

3.1.21.

Соответствие текста учебного пособия нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издано учебное пособие, а также отсутствие в учебном пособии ненормативной лексики

3.1.22.

Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебном пособии, целям достижения образовательных результатов по образовательным программам соответствующего уровня общего образования и направленности (при наличии)

3.1.23.

Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение

3.1.24.

Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам

3.1.25.

Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству)

3.1.26.

Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических

3.1.27.

Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции

3.1.28.

Отсутствие в учебном пособии сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным

3.1.29.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"

3.1.30.

Отсутствие в учебном пособии информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи

3.1.31.

Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебного пособия недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны

3.1.32.

Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебного пособия фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий

3.1.33.

Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебного пособия недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов

3.1.34.

Наличие пошаговых решений к задачам (для задачников и практикумов)

3.2. Дополнительные критерии для электронной формы учебного пособия:

3.2.1.

Соответствие структуры и содержания печатной и электронной форм учебного пособия друг другу (при условии применимости)

3.2.2.

Корректное отображение и функционирование электронной формы учебного пособия с помощью программ для операционных систем

3.2.3.

Корректное отображение и функционирование электронной формы учебного пособия на электронных устройствах

3.2.4.

Наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебного пособия заметок, закладок и перехода к ним

3.2.5.

Наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебного пособия, на которой расположено содержание текущей страницы учебного пособия в электронной форме (при условии применимости)

3.2.6.

Наличие в электронной форме учебного пособия дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету (при условии применимости)

3.3. Дополнительные критерии для специальных учебных пособий, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся:

3.3.1.

Выполнение печатной формы учебного пособия шрифтом Брайля

3.3.2.

Наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся (при условии применимости)

4. Общий вывод

4.1.

Учебное пособие рекомендовано

да/нет

Эксперт

/

/

(подпись)

фамилия, имя, отчество (при наличии)

"

"

20

г.