РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Принят
Государственной Думой
28 июня 2022 года
Одобрен
Советом Федерации
8 июля 2022 года
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при функционировании Военного инновационного технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Технополис) как специализированного инновационного центра, научно-исследовательского, производственного и образовательного комплекса, объединяющего научные организации, образовательные организации высшего образования, государственные корпорации, предприятия промышленности, организации оборонно-промышленного комплекса и другие российские организации, осуществляющие научно-технологическую деятельность в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства и специализированного инновационного центра.
2. Организация деятельности Технополиса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации (далее - Положение о Технополисе).
3. Отношения, возникающие при функционировании Технополиса и не урегулированные настоящим Федеральным законом и Положением о Технополисе, регулируются другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1. Целями создания Технополиса являются:
1) формирование эффективной модели организации научно-технологической деятельности в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей продвижение, поддержку и внедрение в производство высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения, научных (научно-технических) результатов, в отношении которых получено обоснование возможности и целесообразности их использования.
2. Задачами Технополиса являются:
1) поиск инновационных научно-технических идей, передовых конструкторских и технологических решений в области создания (разработки) и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения и доведение указанных идей и решений до уровня научных (научно-технических) проектов, в отношении которых будет получено теоретическое и (или) экспериментальное обоснование возможности и целесообразности практического применения (внедрения) созданных при их реализации результатов интеллектуальной деятельности в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) продвижение и поддержка научных (научно-технических) результатов, в отношении которых получено обоснование возможности и целесообразности их внедрения в производство высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения;
3) производство экспериментальных образцов, макетов изделий и их элементов, образцов вооружения, военной и специальной техники;
4) сохранение и наращивание научного потенциала участников Технополиса, организаций военно-научного комплекса Вооруженных Сил Российской Федерации и организаций оборонно-промышленного комплекса;
5) иные задачи, решение которых возлагается на Технополис в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) инфраструктура Технополиса - единый комплекс объектов, предназначенных для достижения целей создания и решения задач Технополиса, а также иных объектов, в том числе объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур, и иного имущества, находящихся на территории Технополиса;
2) научно-технологическая деятельность в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства - осуществляемые участниками Технополиса и направленные на укрепление обороноспособности Российской Федерации научная (научно-исследовательская), научно-техническая и инновационная деятельность, выполнение исследований и разработок, реализация научных (научно-технических) проектов и использование полученных научных (научно-технических) результатов, в том числе результатов интеллектуальной деятельности, образовательная и иная деятельность в интересах сохранения и наращивания научного потенциала участников Технополиса, организаций военно-научного комплекса Вооруженных Сил Российской Федерации и организаций оборонно-промышленного комплекса, производство экспериментальных образцов, макетов изделий и их элементов, образцов вооружения, военной и специальной техники;
3) приоритетный инновационный проект Технополиса - проект, направленный на получение качественно новых (значительно улучшенных) результатов научного (научно-технического) проекта, имеющих перспективы внедрения в производство, финансирование которого по решению уполномоченного органа, фонда развития Технополиса или Фонда перспективных исследований осуществляется в приоритетном порядке;
4) специализированная организация - организация Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечивающая функционирование Технополиса;
5) уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны;
6) участник Технополиса - состоящее в реестре участников Технополиса российское юридическое лицо, осуществляющее научно-технологическую деятельность в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
7) фонд развития Технополиса - созданное в целях финансирования и предоставления иных мер поддержки научно-технологической деятельности в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства российское юридическое лицо, единственным учредителем которого является опорный банк для оборонно-промышленного комплекса. Для целей настоящего Федерального закона понятие "опорный банк для оборонно-промышленного комплекса" используется в значении, определенном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
1. Место нахождения Технополиса - муниципальное образование город-курорт Анапа Краснодарского края.
2. Территория Технополиса состоит из земельных участков, которые предназначены для создания и функционирования инфраструктуры Технополиса, расположены по месту нахождения Технополиса, в отношении которых уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются функции управления и которые в установленном порядке предоставлены уполномоченным органом специализированной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования (далее - земельные участки).
3. Для достижения целей создания и решения задач Технополиса земельные участки могут быть переданы специализированной организацией участникам Технополиса в безвозмездное срочное пользование.
4. Порядок использования земельных участков, в том числе их передачи в безвозмездное срочное пользование, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Объекты инфраструктуры Технополиса являются имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и закрепляются уполномоченным органом за специализированной организацией на праве оперативного управления.
2. Объекты инфраструктуры Технополиса могут быть использованы исключительно в целях обеспечения функционирования Технополиса и обеспечения деятельности участников Технополиса.
3. Уполномоченный орган вправе распоряжаться имуществом, находящимся на территории Технополиса, если это имущество не закреплено за специализированной организацией на праве оперативного управления. Недвижимое и иное имущество, находящееся на территории Технополиса, может предоставляться уполномоченным органом в пользование участникам Технополиса в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе на безвозмездной основе или на льготных условиях.
Заключение с участниками Технополиса договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права пользования в отношении государственного имущества, находящегося на территории Технополиса и не закрепленного на праве оперативного управления за специализированной организацией, осуществляется уполномоченным органом без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров на основании настоящего Федерального закона.
1. Управление Технополисом осуществляется уполномоченным органом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или Положением о Технополисе.
2. В целях решения отдельных задач (обеспечения отдельных функций) в области управления Технополисом создается коллегиальный орган управления - Совет Технополиса.
3. В целях оказания содействия решению отдельных задач в области управления Технополисом создается коллегиальный совещательный орган - Научно-экспертный совет Технополиса.
1. К задачам Совета Технополиса относятся:
1) выработка предложений и рекомендаций по вопросам функционирования Технополиса;
2) утверждение перспективного плана работы Технополиса на пять лет;
3) координация научно-технологической деятельности в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
4) принятие решения о предоставлении статуса участника Технополиса, определение перечня документов, представляемых организацией, претендующей на приобретение статуса участника Технополиса, и порядка их представления, утверждение формы реестра участников Технополиса и порядка его ведения, а также примерных условий соглашения о совместной деятельности;
5) иные задачи, определенные настоящим Федеральным законом и Положением о Технополисе.
2. Состав Совета Технополиса формируется в порядке, установленном Положением о Технополисе, на основании представлений руководителей уполномоченного органа, других органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", Фонда перспективных исследований, участников Технополиса, а также других российских организаций.
3. Совет Технополиса:
1) принимает решения о включении юридического лица в реестр участников Технополиса и об исключении юридического лица из указанного реестра;
2) утверждает:
а) порядок ведения реестра участников Технополиса и формы документов, подтверждающих статус участника Технополиса;
б) программы Технополиса, в том числе среднесрочные и долгосрочные программы поддержки научно-технологической деятельности в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, которые должны быть скоординированы с государственными программами Российской Федерации, а также среднесрочные и долгосрочные программы развития инфраструктуры Технополиса, научные (научно-технические) проекты Технополиса, в том числе приоритетные инновационные проекты Технополиса;
в) новые направления научно-технологической деятельности в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
3) организует контроль за результативностью программ Технополиса, научных (научно-технических) проектов Технополиса;
4) формирует перечень приоритетных инновационных проектов Технополиса и направляет его в фонд развития Технополиса и научно-технический совет Фонда перспективных исследований;
5) осуществляет иные функции, определенные настоящим Федеральным законом и Положением о Технополисе.
4. Сроки, порядок созыва и проведения заседаний Совета Технополиса устанавливаются порядком работы Совета Технополиса.
5. Решения Совета Технополиса являются обязательными для исполнения специализированной организацией и участниками Технополиса.
6. Председатель Совета Технополиса:
1) руководит деятельностью Совета Технополиса, в том числе утверждает порядок работы Совета Технополиса, председательствует на заседаниях Совета Технополиса и подписывает решения Совета Технополиса;
2) представляет Совет Технополиса во взаимоотношениях с участниками Технополиса, специализированной организацией и уполномоченным органом, а также во взаимоотношениях с другими органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус", Фондом перспективных исследований и другими организациями, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и Положением о Технополисе.
1. К задачам Научно-экспертного совета Технополиса относятся:
1) подготовка для рассмотрения Советом Технополиса предложений и рекомендаций по вопросам осуществления научно-технологической деятельности в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе по вопросам подготовки научных кадров для участников Технополиса, организаций военно-научного комплекса Вооруженных Сил Российской Федерации и организаций оборонно-промышленного комплекса, а также привлечения молодых ученых к работе в Технополисе;
2) формирование предложений для включения в перспективный план работы Технополиса в части осуществления научно-технологической деятельности в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
3) участие в поиске и отборе организаций, претендующих на приобретение статуса участника Технополиса;
4) участие в организации изобретательской, рационализаторской деятельности и патентно-лицензионной работы в Технополисе;
5) иные задачи, определенные настоящим Федеральным законом и Положением о Технополисе.
2. Порядок работы Научно-экспертного совета Технополиса устанавливается председателем Совета Технополиса по согласованию с руководителем уполномоченного органа.
3. Руководство Научно-экспертным советом Технополиса осуществляется президентом федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт".
4. Заседания Научно-экспертного совета Технополиса проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.