Действующий

Протокол семьдесят шестого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества

По пункту 1 повестки дня
О деятельности Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества за тридцатилетний период


Решением глав правительств государств - членов СНГ от 14 февраля 1992 года создан Совет по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества.

Данное решение было определено объективной необходимостью сохранения в новых геополитических условиях устойчивых экономических связей между государствами, отработанную годами технологию бесперебойного перевозочного процесса пассажиров и грузов на "пространстве 1520".

Этому способствовали разработанные основополагающие международные соглашения и документы по обеспечению перевозок железнодорожным транспортом в межгосударственном сообщении.

В состав Совета входят руководители железнодорожных администраций восемнадцати государств: члены Совета - железнодорожные администрации одиннадцати государств - участников СНГ (Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины), пять администраций - ассоциированные члены Совета (Республики Болгария, Грузии, Латвийской Республики, Финляндской Республики, Исламской Республики Иран), две администрации (Литовской Республики, Эстонской Республики) участвуют в работе Совета по договорам, наблюдатель при Совете - Международная конфедерация профсоюзов железнодорожников.

В соответствии с Регламентом Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. За 30 лет деятельности состоялось 75 заседаний Совета.

На заседаниях Совета рассматриваются итоги эксплуатационной работы сети железных дорог, пассажирского комплекса в международном сообщении, состояние взаиморасчетов между железнодорожными администрациями, вопросы об организации международных пассажирских перевозок и актуализации нормативно-технологической документации, обеспечивающей их правовую основу и направленных на улучшение правоотношений между пассажиром и перевозчиком, о Тарифной политике железных дорог на перевозки грузов в международном сообщении на очередной фрахтовый год, подводятся итоги переписи грузовых вагонов и контейнеров, утверждается План научно-технического развития железнодорожных администраций, принимающих участие в работе Совета (План НИОКР) на очередной год, по итогам работы осуществляется награждение лучших работников железнодорожных администраций Почетной грамотой Совета.

Ежегодно утверждаются и вводятся в действие график движения поездов, план формирования грузовых поездов, порядок направления вагонопотоков, план формирования вагонов с контейнерами в международном сообщении, являющиеся технологической основой работы сети железных дорог.

В рамках Совета осуществляется также совместное планирование перевозок внешнеторговых грузов. При оформлении перевозочных документов применяется Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов, утвержденная Советом.

За прошедшие годы Совет успешно проводил согласованную политику в области железнодорожного транспорта по разным направлениям: совместная эксплуатация подвижного состава, формирование общей тарифной политики, развитие и совершенствование единого технологического и информационного пространства, сбалансированное развитие инфраструктуры железных дорог.

Среди главных достижений Совета за его 30-летнюю деятельность следует отметить такие, как внедрение согласованной Тарифной политики при перевозке грузов в межгосударственном сообщении, определение принципов совместного использования грузовых вагонов и контейнеров собственности государств - участников Содружества, создание Информационно-вычислительного центра железнодорожных администраций для реализации общего информационного пространства Совета, обеспечение единства нормативной базы.

Системное решение вопросов межгосударственного регулирования при осуществлении железнодорожных перевозок, созданная в рамках Совета нормативная правовая база, насчитывающая более 360 документов, позволили создать условия для формирования рынка транспортных услуг на всем пространстве железных дорог с шириной колеи 1520 мм.

Деятельность Совета как влиятельного и авторитетного органа отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств, выполняющего важную роль в развитии и укреплении экономики стран СНГ, в 2021 году получила высокую оценку Совета глав правительств СНГ.

Достигнутые результаты показывают, что Совет успешно справляется с задачами по координации работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне, гармонизации нормативно-правовой базы, выработке согласованных условий и принципов работы железнодорожного транспорта для обеспечения функционирования и развития транспортно-экономических связей между государствами - участниками Содружества в рамках единого экономического пространства.