Действующий

Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (с изменениями на 17 апреля 2024 года)

IV. Особенности организации и осуществления методической деятельности

61. Методическая деятельность организуется и осуществляется в целях совершенствования методики, повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, а также повышения профессионального уровня руководящего состава образовательной организации, преподавательского состава образовательной организации и командиров подразделений слушателей (курсантов).

Центром методической деятельности является кафедра образовательной организации.

62. В рамках методической деятельности осуществляется:

разработка, внедрение в образовательный процесс образовательных технологий, а также их совершенствование;

разработка учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий;

повышение педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава образовательной организации, а также профессионального уровня командиров подразделений слушателей (курсантов) (организация и проведение учебно-методических сборов, совещаний, научно-методических конференций, семинаров и методических занятий);

организация и проведение контроля учебных занятий;

проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс;

рассмотрение методик обучения на заседаниях ученых советов (советов), кафедр и предметно-методических комиссий;

изучение, обобщение и распространение опыта педагогической работы.

63. Методическую деятельность в образовательной организации (филиале, институте) организует учебно-методический центр (отдел), который разрабатывает план методической деятельности на учебный год и контролирует его выполнение. Мероприятия плана методической деятельности включаются в план-календарь основных мероприятий образовательной организации (филиала, института, факультета), разрабатываемый на месяц.

64. В целях координации деятельности образовательной организации по организации методической деятельности, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, оказания помощи преподавательскому составу в повышении его педагогической квалификации в образовательной организации создается методический кабинет.

Методический кабинет ежемесячно планирует и организовывает проведение лекций, консультаций, заслушивание докладов, научных сообщений, обеспечивает накопление научно-методических материалов, выпуск методических сборников (бюллетеней), ведет библиографию, организовывает проведение и учет методических занятий, выставок педагогической и методической литературы. На базе методического кабинета организуются и проводятся заседания межкафедральных предметно-методических комиссий, показные и инструкторско-методические занятия, а также занятия с начинающими преподавателями.

65. На кафедре (факультете, в институте, филиале, образовательной организации) создаются предметно-методические комиссии. В их состав включаются преподаватели соответствующих дисциплин, преподаватели смежных дисциплин и представители руководящего состава образовательной организации, а по общевоенным дисциплинам - также командиры подразделений слушателей (курсантов). Председатель предметно-методической комиссии избирается членами комиссии и утверждается начальником кафедры (факультета, института, филиала, образовательной организации). На заседаниях предметно-методических комиссий обсуждаются учебно-методические материалы, вырабатываются рекомендации по содержанию и методике обучения. Рекомендации и решения указанной комиссии отражаются в журнале работы комиссии и подписываются ее председателем.

66. В образовательной организации, филиале, институте, на факультете и кафедре проводятся учебно-методические (методические) сборы. На них подводятся итоги работы за предшествующий период обучения, вырабатываются единые подходы к образовательной деятельности, проводятся методические занятия и лекции, даются указания по реализации в ходе образовательного процесса новых требований руководящих документов и опыта войск (сил).

Учебно-методические (методические) сборы руководящего состава образовательных организаций, преподавателей и командиров подразделений слушателей (курсантов) проводятся по планам начальников, которым подчинены образовательные организации, и планам Главного управления кадров Министерства обороны.

67. Методические совещания проводятся на факультетах, кафедрах, в подразделениях слушателей (курсантов) в целях рассмотрения конкретных вопросов, касающихся методики проведения тактических (тактико-специальных) и командно-штабных учений, военных (военно-специальных) игр, комплексных учебных занятий, обеспечения взаимосвязи дисциплин и иных вопросов организации образовательного процесса. Совместные совещания нескольких кафедр (межкафедральные совещания) организовываются и проводятся начальником образовательной организации (филиала, института, факультета), его заместителями, начальником учебно-методического центра (отдела) или начальником одной из кафедр.

68. Научно-методические конференции и семинары проводятся в образовательных организациях (филиалах, институтах), на факультетах и кафедрах. На них рассматриваются результаты научных исследований по проблемным вопросам военного образования, вопросы внедрения образовательных технологий, методов и средств обучения, иные вопросы совершенствования подготовки военных специалистов, а также вырабатываются рекомендации, утверждаемые начальниками, по решению которых данные конференции проводились.

69. Методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные) проводятся по планам образовательной организации (филиала, института), факультета, кафедры и подразделений слушателей (курсантов).

Инструкторско-методические занятия организовываются по наиболее важным и сложным темам учебной программы в целях отработки единой организации и методики проведения занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов. Они проводятся руководящим составом образовательной организации (филиала, института, факультета), преподавательским составом и командирами подразделений слушателей (курсантов).

Показные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях демонстрации образцовой организации и методики проведения занятий, в том числе с использованием новых технологий обучения. На них приглашаются лица из числа преподавательского состава, а также командиры подразделений слушателей (курсантов).

Показные занятия могут проводиться в форме мастер-классов.

Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам подразделений слушателей (курсантов) в организации занятий и методике их проведения.

Пробные занятия проводятся по решению начальника кафедры без обучающихся перед преподавателями и командирами подразделений слушателей (курсантов) в целях рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам (вопросам), определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения, а также определения подготовленности преподавателя и принятия решения о допуске его к самостоятельному проведению занятий с обучающимися.

Открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях кафедры (предметно-методической комиссии) или на совещании с присутствующими (привлекаемыми) на этих методических занятиях.

70. В целях совершенствования методики, повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий организовывается и проводится плановый и внеплановый контроль учебных занятий.

Контроль учебных занятий проводится начальником образовательной организации, его заместителями, начальниками учебно-методического центра (отдела), факультетов, начальниками кафедр и их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями.

Контроль учебного занятия включает проверку соответствия темы и учебных вопросов тематическому плану учебной дисциплины, расписанию учебных занятий, правильности определения целей занятия, наличия у преподавателя необходимых учебно-методических документов и материалов для проведения занятия, владения преподавателем учебным материалом, способности применять разнообразные технологии обучения, эффективности использования учебного времени, степени усвоения учебного материала обучающимися, их отношения к проведенному занятию и преподавателю, своевременности начала и окончания занятия, наличия обучающихся на занятии и причин отсутствия по каждому случаю в отдельности, правильности и аккуратности ведения журнала учета учебных занятий, выполнения требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, внешнего вида, соблюдения формы одежды преподавателем и обучающимися, дисциплины на занятии, соблюдения правил воинской вежливости, состояния учебной аудитории.