4. Образовательные организации самостоятельно разрабатывают основные профессиональные образовательные программы (программы среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета и магистратуры) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников (далее - квалификационные требования).
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" и федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военная академия Министерства обороны Российской Федерации" разрабатывают основные профессиональные образовательные программы высшего образования на основе самостоятельно утвержденных образовательных стандартов по образовательным программам высшего образования и квалификационных требований, утвержденных руководителями органов военного управления, в интересах которых организуется подготовка обучающихся (далее - заказчики подготовки).
________________
Указ Президента Российской Федерации от 5 июля 2021 г. N 405 "Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по образовательным программам высшего образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст.5491; N 37, ст.6482).
Программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом примерных образовательных программ среднего профессионального образования.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2023 года приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 апреля 2023 года N 232. - См. предыдущую редакцию)
5. Квалификационные требования разрабатываются на каждую военную специальность (специализацию), реализуемую в образовательной организации.
Председателем комиссии по разработке квалификационных требований является заместитель главнокомандующего видом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), заместитель командующего родом войск Вооруженных Сил, заместитель руководителя заказчика подготовки. В состав комиссии включаются представители главных командований видов и командований родов войск Вооруженных Сил, заказчика подготовки, организаций Вооруженных Сил, а также представители образовательных организаций, на которые возложено ее осуществление.
Квалификационные требования согласовываются с Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации, утверждаются заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями заказчика подготовки и доводятся до образовательных организаций не позднее чем за один год до начала подготовки обучающихся по данной военной специальности (специализации).
6. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2022, N 16, ст.2610) случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
________________
Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2020, N 31, ст.5063).
7. Образовательные организации обеспечивают осуществление образовательной деятельности в соответствии с установленными основной профессиональной образовательной программой:
планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы - компетенциями обучающихся, установленными федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями;
планируемыми результатами обучения (знания, умения, навыки (опыт практической деятельности) по каждой дисциплине (модулю), в том числе практике, характеризующими этапы формирования компетенций и обеспечивающими достижение планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.
8. При формировании основной профессиональной образовательной программы элективные и факультативные дисциплины (модули) не предусматриваются.
9. Учебные планы разрабатываются образовательной организацией (институтом, филиалом) на основании федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований по соответствующей военной специальности (специализации), а для среднего профессионального образования, кроме того, - с учетом примерного учебного плана.
Учебные планы подписываются лицами, ответственными за их разработку, обсуждаются на заседании ученого совета (совета) образовательной организации (института, филиала), согласовываются с заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями заказчиков подготовки и утверждаются начальниками образовательных организаций не позднее чем за шесть месяцев до ее начала. Учебные планы утверждаются на срок, не меньший чем полный срок подготовки обучающихся по данной специальности или направлению подготовки.
В учебном плане указывается перечень дисциплин (модулей), практик и формы промежуточной аттестации по ним, состав государственной итоговой аттестации обучающихся, а также другие виды учебной деятельности с указанием их объема (трудоемкости) в зачетных единицах (часах, неделях), сроков освоения (по периодам обучения) и работы обучающихся с преподавателем (далее - контактная работа) (по видам учебных занятий), включая самостоятельную работу обучающихся в академических часах.
В целях совершенствования подготовки выпускников с учетом достижений военной науки, техники и передового опыта войск (сил), результатов анализа службы выпускников образовательная организация вносит в учебный план изменения (дополнения), предусматривающие:
введение (исключение) дисциплин при условии обеспечения выполнения установленных требований к результатам их освоения;
перераспределение времени между дисциплинами основной профессиональной образовательной программы в пределах, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
введение (исключение) в дисциплины (из дисциплин) новых тем, перераспределение времени на изучение дисциплин между периодами обучения по темам и видам занятий, но не более 25 процентов отведенного на них времени;
введение в модуль дисциплин и практик, перераспределение в его пределах времени на их изучение между периодами обучения по темам и видам занятий при условии освоения модуля.
Изменения в учебный план до утверждения рассматриваются на заседании ученого совета образовательной организации и утверждаются не чаще одного раза в год и не позднее трех месяцев до начала учебного года.
10. В календарном учебном графике отражаются:
продолжительность и последовательность периодов теоретического и практического обучения, экзаменационных сессий, каникулярных отпусков, разработки выпускной квалификационной работы и государственной итоговой аттестации;