Действующий

Об утверждении Положения о системе мониторинга качества дошкольного образования Санкт-Петербурга

2. Цель и задачи системы мониторинга качества дошкольного образования Санкт-Петербурга

     

2.1. Обоснование целей и задач системы мониторинга качества дошкольного образования Санкт-Петербурга, их реалистичность.

Важнейшим стратегическим направлением развития региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) является обеспечение перехода от методологии контроля качества образования к методологии управления качеством образования.

Это предполагает выстраивание системы менеджмента качества дошкольного образования по следующему алгоритму: разработка регламента и инструментария - сбор данных - анализ фактических показателей - планирование корректирующих мероприятий - реализация плана коррекции.

Положение разработано с целью определения методологических оснований развития СМКДО, включая понятийный аппарат и принципы; цель и задачи СМКДО, ее объекты и содержание, а также получения и распространения объективной и достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности ДОО, для формирования информационной основы управления дошкольным образованием и предоставления необходимой информации участникам образовательного процесса, работодателям, обществу и его институтам.

Качество дошкольного образования становится объектом оценки и контроля в рамках государственной политики. Управление качеством дошкольного образования является механизмом обеспечения доступности, вариативности и качества образовательных услуг.

Разработка региональных положений систем мониторинга качеством дошкольного образования предполагает определения задач, критериев и механизмов управления.

Реалистичность целей и задач определяется тем, что представленные в Положении критерии и показатели оценки качества дошкольного образования измеримы и достижимы по следующим основаниям:

наличие прямых документальных свидетельств и государственных требований к разработке основных общеобразовательных программ и дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования (структура, объем, виды и направленность образовательных программ), условиям их реализации в дошкольном образовании (психолого-педагогические условия, развивающая предметно-пространственная среда, кадровые условия, безопасность, охрана и укрепление здоровья, взаимодействие с семьями воспитанников);

обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) (разработка и реализация адаптированных образовательных программ и индивидуальных маршрутов, создание специальных условий для детей с ОВЗ);

определение соответствия качества кадровых условий (подготовки, повышения квалификации, переподготовки) педагогических и руководящих работников для реализации образовательных услуг, услуг по присмотру и уходу, обеспечению здоровья, безопасности воспитанников.

2.2. Основные цели и задачи СМКДО.

Цель СМКДО:

развитие СМКДО с учетом сохранения вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых основных образовательных программ, усиление результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений.

СМКДО направлена на решение следующих задач:

повышение качества образовательных программ дошкольного образования (достигается за счет выявления степени соответствия образовательных программ дошкольного образования нормативным требованиям и социальным ожиданиям, а также за счет разработки новых и (или) актуализации действующих адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования);

повышение качества содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) (используются возможности обеспечения развития вариативности образовательных программ дошкольного образования; разрабатываются новые и (или) вносятся изменения в действующие образовательные программы дошкольного образования в части определения содержания образовательной деятельности ДОО, организованной с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами);

повышение качества образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия) (обеспечивается, с одной стороны, через выявление степени соответствия условий осуществления образовательной деятельности ДОО нормативным требованиям и социальным ожиданиям, а с другой стороны - обеспечением равного доступа к освоению образовательной программы для всех воспитанников ДОО с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в том числе оказанием психолого-педагогической помощи обучающимся в ОВЗ и детям-инвалидам);

взаимодействие с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье) (организуется регулярная система сбора и анализа мнений родителей по определенным в ДОО показателям качества образовательной деятельности; создаются условия для обеспечения широкого участия родителей в образовательном процессе ДОО; обеспечивается предоставление родителям (законным представителям) детей услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи);

обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу (организуется регулярная работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, по совершенствованию системы безопасности, профилактики и предотвращения несчастных случаев в ДОО);

повышение качества управления в ДОО (эффективность управления обеспечивается доступностью результатов мониторинга для использования в качестве основы построения программ развития дошкольного образования; систематическим анализом эффективности мер, принятых с целью повышения качества дошкольного образования; определением направления развития дошкольного образования в Санкт-Петербурге по итогам анализа текущей ситуации).

2.3. Направления реализации Положения:

разработка на основе данных МКДО и СМКДО адресных рекомендаций по повышению качества образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия, взаимодействие с семьей);

повышение качества содержания и реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе адаптированных;

повышение качества образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие);

создание современных условий в ДОО (развивающей предметно-пространственной среды, кадровых, психолого-педагогических условий; условий, обеспечивающих здоровье, безопасность воспитанников);

обеспечение качественного взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);

развитие и совершенствование механизмов, процедур и инструментариев мониторинга;

обеспечение аналитической деятельности по результатам проведения оценки качества дошкольного образования;